Все для удаленной работы
Список технологий и инструментов, которые могут быть полезны при внедрении и доработке прикладных решений «1С:Предприятия 8» в условиях удаленной работы пользователей.
На предприятии
Удаленную работу со своими прикладными решениями через Интернет IT-специалисты предприятия могут организовать самостоятельно или с помощью специалистов, которые осуществляют внедрение прикладных решений. Для этого «1С:Предприятие» обладает следующими возможностями:
Сервис «1С:Предприятие через Интернет» (1С:Фреш)
Если предприятие использует типовые прикладные решения, то на время удаленной работы оно может перевести свои базы в этот сервис и базы будут работать в защищенном облаке фирмы «1С». Потом предприятие может вернуться к обычной работе или продолжать работать в облаке.
Большие компании с филиалами могут изучить возможность развертывания облачного сервиса на собственной инфраструктуре. Это позволит им использовать имеющиеся прикладные решения на платформе «1С:Предприятие 8» через Интернет и предоставлять доступ к этим прикладным решениям в модели сервиса.
Сервис «1С:Готовое рабочее место»
Если предприятие использует сильно переработанные типовые решения или собственные решения, то на время удаленной работы оно может разместить их в сервисе «1С:Готовое рабочее место».
Публикация информационных баз на веб-сервере
Если предприятие хочет организовать удаленную работу самостоятельно, то для того чтобы пользователи могли подключиться к информационной базе через Интернет, эта информационная база должна быть опубликована на веб-сервере.
Если предприятие имеет собственный веб-сервер в Интернете, то порядок настройки веб-сервера и публикации баз описан здесь:
Если предприятие не имеет собственного веб-сервера, то оно может воспользоваться сервисом «1С:Линк».
Подключение из дома с помощью веб-клиента на настольном компьютере
Такое подключение возможно на компьютерах с операционными системами Windows, Linux или macOS. При этом могут использоваться браузеры Windows Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrome и Safari.
Работа в веб-клиенте не требует предварительной установки клиентского приложения на компьютер пользователя, по этой же причине нет необходимости обновлять клиентское приложение.
Подключение из дома с помощью тонкого клиента на настольном компьютере
Такое подключение возможно на компьютерах с операционными системами Windows, Linux или macOS.
Тонкий клиент должен быть предварительно установлен на компьютере пользователя. Для создания дистрибутива и размещения его на сайте можно использовать утилиту 1CEClientSetupMake.
Обновление тонкого клиента возможно в автоматическом режиме (эта возможность указывается при публикации информационной базы на веб-сервере).
Подключение из дома с помощью мобильного клиента
Такое подключение возможно на мобильных устройствах под управлением операционных систем Android, iOS, Windows.
Мобильный клиент — это один из вариантов платформы для мобильных устройств. С помощью этого варианта платформы вы можете собрать мобильное приложение, которое является аналогом тонкого клиента, работающего с информационной базой, опубликованной на веб-сервере.
Конфигурация, разработанная для настольных компьютеров, может исполняться мобильным клиентом, для этого требуются минимальные доработки, связанные с адаптацией интерфейса.
Общие рекомендации по безопасности
- Использовать защищенный канал для взаимодействия с веб-сервером — подробнее
- Включить проверку сложности паролей пользователей и, возможно, другие параметры, усложняющие аутентификацию — подробнее
- Не показывать пользователей в списке выбора (свойство «Показывать в списке выбора») — подробнее
Получение списка общих информационных баз предприятия через Интернет
Если пользователи предприятия привыкли работать со многими информационными базами, которые содержатся в общем списке баз, то этот список можно опубликовать на HTTP- или Web-сервисе.
OpenID-аутентификация для разных баз
OpenID-аутентификация, поддерживаемая платформой, позволяет один раз введя логин и пароль получить доступ к нескольким информационным базам. Это может быть полезно для тех пользователей, которым при переходе на удаленную работу приходится работать в разных информационных базах.
OpenID Connect аутентификация
OpenID Connect аутентификация позволяет системе «1С:Предприятие» проверить личность пользователя на основе аутентификации, выполненной сторонним провайдером. В результате, для того, чтобы получить доступ к прикладному решению 1С:Предприятия, пользователи могут использовать свои учетные данные на других сайтах, поддерживающих OpenID Connect аутентификацию. Например, в качестве такого сайта можно использовать Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), при этом авторизация будет происходить через сайт госуслуг gosuslugi.ru.
Взаимодействие с коллегами
Для быстрой организации удаленного взаимодействия между сотрудниками предприятие может использовать систему взаимодействия, работа с которой поддерживается во всех прикладных решениях на уровне платформы.
Система взаимодействия позволяет обмениваться текстовыми сообщениями, файлами, устраивать аудио и видеоконференции, а также демонстрировать экран своего компьютера в ходе видеозвонка.
Для подключения системы взаимодействия предприятие может использовать сервер взаимодействия, который установлен на инфраструктуре фирмы «1С» в виде публичного сервиса «1С:Диалог».
Кроме этого сервер взаимодействия существует в виде отдельного программного продукта, его можно установить самостоятельно в своей локальной сети и использовать аналогичным образом. Это может быть востребовано в том случае, если важно, чтобы конфиденциальная информация (в виде сообщений) не выходила за пределы локальной сети предприятия.
Приложение «1С:Предприятие - оповещение и запуск»
Это приложение входит в состав дистрибутива платформы и предназначено для получения сообщений от сервера системы взаимодействия, а также для централизованного отображения оповещений, поступающих из разных информационных баз. При этом сообщения получаются и отображаются также и в том случае, если само клиентское приложение «1С:Предпритяия» (для которого предназначено сообщение) в данный момент не запущено.
Интеграция системы взаимодействия с Telegram и ВКонтакте
В платформе 8.3.17 мы реализовали интеграцию системы взаимодействия с мессенджером Telegram (через Telegram-бота) и с социальной сетью ВКонтакте (на основе идентификатора группы и ключа доступа). Эти возможности предприятие может использовать, например, для организации продаж через мессенджеры.
Демонстрация экрана для технической поддержки или совместной работы
Начиная с версии 8.3.16 система взаимодействия обеспечивает возможность демонстрации экрана своего компьютера в ходе видеозвонка. Это может быть удобно для поддержки пользователей, работающих удаленно. Также эта возможность будет полезна для совместной работы над отчетами, документами и т. д.
Удаленная отладка клиентских приложений предприятия
Конфигуратор 1С:Предприятия поддерживает удаленную отладку прикладных решений по протоколам HTTP и HTTPS, а в запущенном клиентском приложении пользователь может разрешить отладку. Таким образом, при возникновении проблем у пользователей предприятия, вы можете отладить его прикладное решение удаленно.
Удаленное администрирование серверов «1С:Предприятия»
Стандартная поставка сервера «1С:Предприятия» содержит сервер администрирования кластера серверов, а клиентские приложения – стандартную обработку «Управление серверами» (начиная с версии 8.3.15). В совокупности эти инструменты позволяют вам администрировать кластер серверов по протоколу HTTP из любой операционной системы, поддерживаемой 1С:Предприятием.
Удаленное обслуживание и мониторинг
Для прикладных решений
В период удаленной работы особую ценность приобретают доработки, которые реализуют функции автоматического взаимодействия прикладного решения с внешними системами и ресурсами. Например, очень важным ресурсом являются Интернет-сайты, поскольку основной инструмент потенциальных клиентов в этот период – браузер. Если, заходя на сайт, клиенты смогут самостоятельно размещать заказы в приложении или получать из него некоторую информацию, это может значительно облегчить взаимодействие с ними без использования офисной телефонной связи.
Обратите внимание на ключевые технологии для интеграции с различными внешними системами, которые есть в системе «1С:Предприятие».
JSON
JSON (JavaScript Object Notation) это текстовый формат обмена данными, широко используемый в веб-приложениях. JSON активно используется в HTTP-интерфейсах и HTTP-сервисах, которые поддерживаются платформой 1С:Предприятие.
HTTP-сервисы (REST)
Платформа поддерживает создание собственных произвольных HTTP-сервисов в прикладном решении. HTTP-сервисы это удобный и распространенный, в настоящее время, способ удаленного взаимодействия с другими системами.
Внешняя система обращается к вашему HTTP-сервису. Вы самостоятельно, с помощью встроенного языка, формируете ответ на запрос. При этом есть удобный доступ к телу, заголовкам и строке исходного запроса, а также есть возможность формировать код, тело и заголовки ответа по своему усмотрению.
HTTP-запросы
С помощью HTTP-запросов вы можете обращаться к другим HTTP-сервисам, обмениваться с ними информацией.
Автоматический REST-интерфейс прикладных решений (OData)
Платформа «1С:Предприятие» может автоматически создать REST-интерфейс для любого прикладного решения. После того, как прикладное решение опубликовано на веб-сервере, сторонние системы могут обращаться к нему через REST интерфейс с помощью HTTP запросов. Благодаря универсальности и кроссплатформенности автоматически генерируемый REST интерфейс является основным инструментом для интеграции со сторонними системами.
Web-сервисы (SOAP)
По своему назначению Web-сервисы похожи на HTTP-сервисы, но используют другую технологию, более тяжеловесны и не так производительны, как HTTP-сервисы. Web-сервисы могут использоваться при организации взаимодействия со специфическими внешними системами.
Встроенный веб-клиент
В процессе реализации прикладных систем могут возникать задачи интеграции веб-сайта с прикладным решением, доступ к которому осуществляется с использованием веб-клиента. Для этого платформа «1С:Предприятия» предоставляет возможность открытия веб-клиента внутри элемента iframe html-страницы веб-сайта.
Например, часть функциональности прикладного решения вы можете реализовать в виде небольшого рабочего места и внедрить это рабочее место прямо в сайт. Посетители сайта будут работать с этим рабочим местом так, как если бы они работали в веб-клиенте в самом прикладном решении.
Двухфакторная аутентификация
В период удаленной работы большое значение приобретают вопросы безопасности, в частности защита от несанкционированного проникновения в информационную базу.
Для этих целей вы можете использовать в прикладных решениях двухфакторную аутентификацию пользователей информационной базы. Она позволяет запрашивать у пользователя аутентификационные данные двух разных типов. Это обеспечивает более эффективную защиту по сравнению с привычными способами аутентификации.
Двухфакторная аутентификация поддерживается как в платформе для настольных компьютеров, так и в платформе для мобильных устройств.
FTP-соединение
Встроенный язык содержит набор объектов, которые позволяют организовать взаимодействие с FTP-сервером по FTP-протоколу обмена файлами (FTPS, FTPES).
Электронная почта
Встроенный язык содержит набор объектов, которые позволяют работать с почтовыми Интернет-серверами напрямую. Для отправки писем используется протокол SMTP, а получать почту можно по протоколам POP3 и IMAP.
Внешние источники данных
В процессе работы прикладных решений «1С:Предприятия» может возникнуть потребность получить и изменить данные, хранящиеся во внешних базах данных, созданных с помощью различных сторонних СУБД (Microsoft SQL Server, PostgreSQL, MySQL и т. п.). Для этого вы можете описать эти базы в конфигурации как внешние источники данных и работать с ними из встроенного языка.
XML
XML (расширяемый язык разметки) — это универсальный формат файлов обмена, который часто используется для взаимодействия с удаленными системами. Работа с XML-документами доступна непосредственно из встроенного языка.
Обмен данными
Механизмы обмена данными, реализованные в платформе, позволяют решать различные задачи интеграции прикладных решений «1С:Предприятия» как друг с другом, так и с другими информационными системами. Обмен данными в системе «1С:Предприятие» реализуется рядом средств, которые можно применять как по отдельности, так и в различных комбинациях, в зависимости от конкретной решаемой задачи.
Планы обмена — эти объекты конфигурации позволяют описывать перечень узлов распределенной информационной системы, с которой будет производиться обмен данными, и задавать состав данных, которые будут участвовать в обмене, регистрировать изменения данных.
Средства XML-сериализации служат для представления данных «1С:Предприятия 8» различных типов в виде последовательности данных XML, и наоборот.
Средства чтения/записи XML-документов позволяют работать с данными формата XML на «базовом» уровне, без привязки к объектам «1С:Предприятия 8».
Файловое взаимодействие
Для организации удаленного взаимодействия можно использовать файлы различного формата. Встроенный язык платформы позволяет работать с файлами XML, HTML, ZIP, DBF, а также с тестовыми файлами и двоичными данными.
Интеграционная шина
«Интеграционная шина» — это новый продукт класса «
Сервисная шина предприятия» (в англоязычной терминологии - Enterprise Service Bus, ESB), обеспечивающий обмен данными между различными информационными системами. Он скоро появится в составе платформы «1С:Предприятие». В настоящее время мы рассматриваем заявки на пилотную эксплуатацию этого продукта.
Полезные книги
На портале ИТС опубликованы две книги, которые могут быть полезны вам для освоения перечисленных технологий:
Система взаимодействия. Коммуникации в бизнес-приложениях. Разработка в системе «1С:Предприятие 8.3»
Книга адресована специалистам, имеющим опыт разработки на платформе «1С:Предприятие». С ее помощью можно освоить новый платформенный механизм – система взаимодействия.
Система взаимодействия позволяет реализовать живое общение прикладного решения с пользователями, а также пользователей одного или разных прикладных решений между собой. Причем такая коммуникация может быть привязана к выполнению как конкретных бизнес-задач, так и к обсуждению конкретных объектов, работа с которыми ведется в решении.
Основные возможности этого механизма можно использовать без программирования, более сложные задачи реализуются посредством разработки с помощью встроенного языка "1С:Предприятия". В книге рассмотрены разные сценарии применения системы взаимодействия.
Технологии интеграции 1С:Предприятия 8.3
Книга адресована специалистам, имеющим опыт разработки на платформе «1С:Предприятие». С ее помощью можно освоить механизмы «1С:Предприятия 8.3», предназначенные для обмена данными в распределенных системах, а также механизмов и технологий, позволяющих интегрировать прикладные решения с другими информационными системами, не использующими «1С:Предприятие».
По сравнению с предыдущим изданием (Технологии интеграции «1С:Предприятия 8.2») книга дополнена описанием Интернет-технологий, которые появились в платформе 8.3 или не были описаны раньше:
- JSON
- HTTP-сервисы (REST)
- HTTP-запросы
- Автоматический REST-интерфейс (OData)
- Web-сервисы
- FTP-соединение
- Электронная почта