1С:Предприятие 8
Система программ

Центр контроля качества

Обзор основных возможностей и принципов работы

Качество работы системы — это ее соответствие бизнес-требованиям автоматизируемого предприятия, которое складывается из таких показателей, как производительность системы, ее масштабируемость и устойчивость.

Качество работы системы зависит от множества факторов, постоянный контроль за которыми является сложной задачей. Иначе говоря, для того чтобы обеспечить высокое качество работы системы, необходимо выполнить (или периодически выполнять) некоторый сложный набор действий, каждое из которых имеет свою специфику. Например, действие может выполняться с определенной частотой, состоять из сложной последовательности операций, требовать использования особых инструментов или определенной квалификации от ответственного и т. д.

Каждое из таких действий в терминах Центра контроля качества называется регламентной процедурой. Соответственно, Центр контроля качества предназначен для повышения качества работы системы за счет обеспечения своевременного и правильного технического обслуживания системы, то есть выполнения всех регламентных процедур.

Решаемые задачи

Центр контроля качества позволяет гарантировать эффективную и надежную работу системы на платформе 1С:Предприятие 8 за счет своевременного и правильного технического обслуживания системы. Это особенно важно для внедрений с высокими требования по производительности и надежности системы. При создании ЦКК был обобщен опыт технического обслуживания сотен корпоративных внедрений 1С:Предприятия 8.

Центр контроля качества решает следующие задачи:
  • позволяет хранить детальное описание всех программных и аппаратных компонентов системы (целевых объектов регламентных процедур)
  • автоматически предоставляет список всех контрольных процедур, которые необходимо выполнять для обеспечения высокого качества работы каждого целевого объекта;
  • автоматически выполняет необходимые контрольные процедуры
  • предоставляет детальные рекомендации по текущим действиям, которые необходимы для повышения качества работы системы
  • позволяет распределить ответственность за выполнение отдельных задач в рамках каждой регламентной процедуры между пользователями системы;
  • автоматически оповещает пользователей системы о необходимости выполнения задач в рамках регламентных процедур;
  • предоставляет подробную информацию по методикам выполнения каждой регламентной процедуры;
  • отображает качество работы системы на каждом ее уровне исходя из информации, полученной при выполнении регламентных процедур.

Основные возможности

Центр контроля качества будет наиболее полезен следующим специалистам:
  • Менеджеры, отвечающие за качество работы системы в целом:
    • гарантия эффективной работы системы;
  • IT-менеджеры, координирующие работы по внедрению и поддержке системы:
    • контроль качества технического обслуживания системы;
    • перечень всех необходимых действий;
    • координация работ;
    • распределение обязанностей;
  • Технические специалисты, осуществляющие внедрение и поддержку системы:
    • оповещения о необходимости выполнить то или иное действие;
    • детальные инструкции по выполнению каждого действия;
    • регистрация результатов выполнения каждого действия.
ЦКК выполняет следующие функции:
  • Автоматизация контроля:
    • ЦКК автоматически контролирует множество технологических показателей информационной системы, выполняя по расписанию контрольные процедуры и собирая показатели производительности операционной системы;
    • ЦКК своевременно оповещает ответственных о возможных сбоях. Оповещения могут отсылаться по электронной почте, SMS и Skype.
  • Отображение сведений о качестве работы системы:
    • ЦКК наглядно отображает качество работы системы исходя из информации, полученной при выполнении контрольных процедур, и записывает сведения о качестве в журнал.
  • Распределение ответственности и оповещение ответственных:
    • для каждой контрольной процедуры ЦКК позволяет распределить ответственность за выполнение задач по обслуживанию системы между пользователями ЦКК;
    • ЦКК автоматически оповещает о необходимости выполнения задач по обслуживанию системы тех пользователей, которые ответственны за их выполнение.
  • Информирование об объектах и методиках контроля:
    • ЦКК хранит детальное описание всех объектов контроля и список контрольных процедур, которые должны выполняться для обеспечения качества работы каждого объекта;
    • предоставляет информацию по методикам выполнения каждой контрольной процедуры;
    • предоставляет рекомендации по действиям, необходимым для повышения качества работы системы.

Общие принципы работы

Для использования ЦКК необходимо его установить и настроить. После чего можно осуществлять мониторинг состояния контролируемой информационной системы, выводить графики, показывающие ее состояние, обрабатывать возникающие инциденты, расследовать и анализировать проблемы и т. п.

При использовании центра мониторинга в ЦКК используются права для пользователей, работающих с центром мониторинга:

Роль Возможности пользователя
Центр мониторинга полные права Пользователь имеет права по настройке центра мониторинга ЦКК
Центр мониторинга пользователь Пользователь может осуществлять работу с центром мониторинга ЦКК
Центр мониторинга просмотр Пользователь может только просматривать отчеты, выводимые центром мониторинга ЦКК
Центр мониторинга руководители групп Пользователь может осуществлять работу с центром мониторинга ЦКК и настраивать справочник «Группы пользователей центра мониторинга»

Также в ЦКК имеются специальные роли, назначаемые пользователям, от имени которых происходят обращения внешних систем к опубликованным в ЦКК веб-сервисам и HTTP-сервисам. Это роли Input statistics, Input incident tickets, PultQMC, АгентПолныеПрава, АгентПолныеПраваЦА и АгентПолныеПраваЦКК. Обычным пользователям, работающим с ЦКК в интерактивном режиме, эти роли не назначаются.

Начальное состояние

При первом запуске ЦКК открывается окно  Начальная страница, которая содержит панели Площадки эксплуатации и Инциденты.

Дальнейшую настройку объектов контроля необходимо выполнять в форме Площадки эксплуатации. Данную форму можно открыть отдельно из панели Главное выбрав меню Площадки эксплуатации. Дальнейшую настройку инфраструктуры информационной системы можно выполнять двумя способами:
  • В автоматизированном режиме, используя java приложение «Агент КИП»;
  • Интерактивно пользователем, добавляя каждый элемент инфраструктуры вручную и заполняя необходимые параметры, необходимые для мониторинга.

Настройка мониторинга информационной системы

Необходимо зарегистрировать в ЦКК все программные и аппаратные компоненты, которые принимают участие в работе системы. Мы рекомендуем осуществлять настройку в автоматизированном режиме путем установки Агента КИП на оборудование, качество которого необходимо контролировать. После установки Агент КИП выполнит следующие действия:
  • Зарегистрирует оборудование, на котором он запущен в ЦКК со следующими свойствами;
    • Тип операционной системы, ее разрядность, архитектуру;
    • Количество процессоров, ядер и тактовую частоту;
    • Количество и объем дисков;
    • Сетевые адаптеры;
    • Переменные среды;
    • Значения ключей реестра, параметры которых необходимо контролировать при эксплуатации информационной системы на базе 1С:Предприятие (только для ОС Windows);
    • Установленные обновления (только для ОС Windows);
    • Заполнит минимально необходимый набор счетчиков производительности, необходимый для мониторинга данного оборудования;
  • Зарегистрирует кластер 1С и автоматически получит его структуру и параметры (в случае, если на установленном оборудовании запущен кластер 1С и запущен сервер администрирования RAS);
  • Зарегистрирует программные лицензии 1С:Предприятия, установленные на данном оборудовании (необходимо наличие установленной утилиты ring с модулем license);
  • Настроит контроль доступности оборудования.

Добавление нового оборудование в площадки эксплуатации происходит автоматически, после установки и запуска агента КИП на контролируемой единице оборудования. Во время запуска агента КИП произойдет процедура знакомства с информационной базой ЦКК. Автоматически будут созданы элемент справочника «Агенты КИП» и элемент справочника «Оборудование». Справочник «Агенты КИП» можно открыть из меню НСИ, выбрав пункт Агенты из группы Мониторинг оборудования.

Созданный элемент оборудования можно увидеть на начальной странице, в списке «Площадки эксплуатации»:

Мониторинг

Мониторинг — это непрерывный процесс сбора, хранения и анализа показателей, характеризующих работу информационной системы, для оценки качества ее работы и оперативного выявления проблем ее функционирования.

Средства мониторинга ЦКК позволяют оперативно и постоянно (в режиме 24/7):
  • собирать показатели, характеризующие работу контролируемой информационной системы;
  • показывать в реальном времени графики изменения этих показателей;
  • анализировать показатели и информировать о выходе этих показателей за допустимые пределы.

Средства мониторинга ЦКК также позволяют выбирать наборы отображаемых показателей, настраивать режимы их показа, быстро переключаться между разными наборами отображаемых показателей.

Каждый пользователь ЦКК может настроить параметры мониторинга индивидуально, в соответствии со своими предпочтениями и решаемыми задачами. ЦКК хранит настройки мониторинга для каждого пользователя отдельно. Пользователи могут обмениваться своими настройками мониторинга.

В ЦКК реализован контроль следующих показателей:
  • Сбор информации о параметрах оборудования:
    • Сведения об установленной операционной системе;
    • Сведения о центральных процессорах;
    • Количество оперативной памяти;
    • Сведения о дисках;
    • Сведения о сетевых адаптерах;
    • Сведения о переменных среды.
  • Мониторинг счетчиков производительности Агентом КИП:
    • Счетчики производительности ОС Windows собираются ЦКК или Агентом КИП;
    • Счетчики производительности ОС Linux собираются только Агентом КИП;
    • Счетчики производительности кластера 1С собираются ЦКК или Агентом КИП;
    • Сторонние счетчики производительности могут передаваться в ЦКК с помощью web-сервисов InputStatistics и InputStatisticsDate.
  • Сбор информации об обнаруженных программных лицензиях 1С на оборудовании;
  • Мониторинг параметров кластера 1С и рабочих серверов 1С;
  • Мониторинг параметров информационной базы;
  • Мониторинг процессов и сеансов;
  • Мониторинг доступности ресурсов:
    • оборудования;
    • веб-публикаций;
    • информационных баз.
  • Мониторинг производительности ключевых операций;
  • Мониторинг образования дампов;
  • Мониторинг зависаний процессов и снятие дампов с зависших процессов;
  • Мониторинг системных ошибок;
  • Контроль выполнениия регламентных заданий;
  • Контроль нагрузочных тестов;
  • Анализ вызовов кластера «1С:Предприятия»;

Для удобства представления ЦКК может собирать и отображать большое количество показателей, характеризующих работу контролируемой информационной системы, в едином окне «Монитор».

Инциденты и оповещения

Инцидент — это объект ЦКК, используемый для отслеживания тех ситуаций в работе контролируемой информационной системы, о которых может потребоваться собирать сведения и извещать ответственных.

Инциденты в ЦКК создаются:
  • при срабатывании функционала ЦКК (определены в коде конфигурации);
  • на основании настроек;
  • на основании сведений об инцидентах, передаваемых ЦКК из внешних источников инцидентов c помощью опубликованного http-сервиса InputIncidentTickets

На основании инцидентов ЦКК может создавать оповещения, которые отсылаются ответственным. Правила создания оповещений могут гибко настраиваться.

Для просмотра инцидентов в ЦКК используется панель Инциденты.

Инциденты могут быть нескольких уровней в зависимости от их критичности:

Значок Уровень инцидента
Центр контроля качества Критическая ошибка
Центр контроля качества Ошибка
Центр контроля качества Предупреждение
Центр контроля качества Информация

При возникновении Инцидента ЦКК может создавать Оповещение для ответственных за эксплуатацию площадки лиц.

Оповещения могут рассылаться следующими способами:
  • письмом по электронной почте;
  • в виде skype-сообщения;
  • как SMS- сообщение на мобильный телефон.

Отчеты и диаграммы

Для удобства анализа собираемых данных в ЦКК реализованы различные отчёты и диаграммы, позволяющие, например, выявлять изменения технологических показателей качества работы системы.

Отчет «Анализ доступности ресурсов»

Отчет «Сводная доступность»

Оценка производительности

Отчет «Оценка по базе»

Отчет «Проблемы производительности»

Центр контроля качества

Отчет «Проблемы производительности ключевых операций»

Анализ подробной информации по замерам ключевой операции