В кейсе рассказываем, как сеть гипермаркетов светильников «Мир света» справилась с возросшим во время пандемии количеством заявок на доставку и сохранила качество услуги при сокращении времени работы логиста в 4 раза.
«Наша система — это сильный прогресс и облегчение. Раньше менеджер по логистике занимался маршрутами с утра до вечера. Сейчас он запускает их на просчет и отдает задание водителю за два часа».
Алексей Плиско, руководитель отдела логистики и склада
Досье компании
Отрасль: розничная сеть/интернет-магазин по продаже светильников
Система: «1C:Управление торговлей»
Трудности логистики:
- менеджеры не успевают обрабатывать все заказы;
- несвоевременные доставки;
- регулярно теряющиеся заявки;
- низкое качество сервиса доставки.
Заявки: 40 в день
Машины: 5 водителей
Результаты:
- рост продаж на 10–15% без потерь в качестве доставок;
- сокращение времени работы логиста с 8 до 2-х часов в день;
- доставки из 8 крупных розничных точек. <
О компании
«Мир Света» — это сеть специализированных магазинов, занимающаяся экспертным подбором и продажей светильников, люстр, торшеров и бра в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
Компания организует доставку заказов, сделанных в магазинах сети и интернет-магазине по Санкт-Петербургу и области самостоятельно, в другие регионы товары отправляют с помощью транспортных компаний.
«У нас плавающее количество доставок и нет разбивки по районам. Клиент может оплатить заказ в магазине на севере города, а вести ему нужно в Пушкин или Гатчину на дачу. Планирование всегда происходит на следующий день».
Алексей Плиско, руководитель отдела логистики и склада
Приоритет «Мира Света» — качественная и надежная доставка. Необходимо, чтобы все электроприборы поступали покупателям в исправном состоянии и работали долгие годы. Руководство называет сервис доставки как основное конкурентное преимущество в борьбе с крупными игроками, такими как «Леруа Мерлен» и «OBI».
Путь к автоматизации
До пандемии управление процессами доставки велось в «1С:Управление торговлей» в ручном режиме. Пандемия стала катализатором процесса автоматизации логистики. Когда покупательская активность сместилась в сторону онлайн-покупок, компания столкнулась со сложностями из-за ручного управления доставкой. Стало очевидно, что типового функционала «1С:Управление торговлей» недостаточно.
Логист с трудом справлялся с возросшим потоком заявок, участились случаи ошибок, связанных с человеческим фактором. Сотрудник из-за загрузки не мог сразу сообщить новому клиенту время доставки заказа. А перезвонить позже удавалось не всегда.
«Менеджер звонил по всем клиентам, согласовывал с ними дни доставки в ручном режиме, обдумывал и планировал маршруты. На это уходил целый день».
Алексей Плиско, руководитель отдела логистики и склада
Несвоевременные доставки и потерянные заявки вели не только к финансовым, но и репутационным потерям, которые выражались в негативных отзывах и отсутствии повторных покупок. А на высококонкурентном рынке интерьерного освещения «двойной удар» оказался бы критичным.
Ход проекта
Сначала в «Мире Света» обратились к сервису планирования маршрутов Яндекс.Маршрутизация. Но для полноценной настройки логистической системы и интеграции с информационной базой «1С» решения Яндекса было недостаточно.
«Яндекс.Маршрутизация не избавляла нас от ручной работы: из 1С нам приходилось переносить информацию в экселевский файл. Из него заполняли Яндекс.Маршрутизацию, которая рассчитывала маршруты».
Алексей Плиско, руководитель отдела логистики и склада
Ключевыми запросами в компании были:
- настройка временных окон доставки заказов клиентам;
- автоматическое построение маршрутов;
- автоматическое распределение заявок по машинам;
- работа прямо в 1С, без выгрузки заказов.
Предложенный компании «Монитор логиста» удовлетворял критериям «Мира Света». Заказ клиента оформляется продавцом в «1С». А менеджер по логистике автоматически получает заявку на доставку.
«Мы увидели, что в программе есть просто море всего, что можно делать и настраивать, чтобы свести всю работу до нажатия пары кнопок для получения результата».
Алексей Плиско, руководитель отдела логистики и склада
Проект планировали реализовать за 2–3 недели. Фактически на внедрение и настройку системы ушло 1,5 месяца. Сроки растянулись из-за нехватки времени на тестирование. В какой-то момент надстройка в «1С» и Яндекс.Маршрутизация работали параллельно для подстраховки.
Типовой функционал программы расширили:
- добавили возможность отменять расчет маршрута, если его требуется откорректировать или внести дополнительную информацию;
- появилась функция ручного добавления нового контрагента, не входящего в список складов, поставщиков и магазинов из базы «1С» — оформление нестандартных заездов ускорилось;
- у доставок появилась приоритетность: первичны клиентские заказы, вторичны — перемещения товаров между подразделениями. Транзит грузов между складами не мешал клиентами получать свои заказы в оговоренный срок;
- разработана система лимитов на доставку. В зависимости от количества машин, работающих на следующий день, алгоритм просчитывает возможность выполнения всех доставок. В случае превышения лимита доставка фиксируется и переносится на другой день.
Результаты
Главным результатом внедрения в компании называют эффективную организацию рабочего процесса логиста: несмотря на рост заявок, рабочее время на их обработку сократилось в 4 раза.
«Мир Света» гибко отреагировал на изменение покупательского поведения в период пандемии. В компании смогли обеспечить качественный сервис доставки при росте продаж в 10–15%. «Модуль логиста» избавил компанию от необходимости нанимать нового сотрудника.
Руководство получило работающий инструмент для достижения бизнес-целей и избавилось от некачественного планирования логистики, вызывающего ошибки и, как следствие, потерю клиентов.
Расширение интегрировало «1С» и сервис Яндекс.Маршрутизация. В «модуле логиста» руководство получило возможность отслеживать качество работы с клиентами от момента поступления заявки до оплаты и доставки заказа. Для этого был разработан специальный алгоритм задач по каждому заказчику в соответствии с бизнес-процессами компании.
В компании планируют и дальше развивать систему логистики: расширить функцию доставок:
- распределять новую заявку в свободное временное окно к определенной машине/маршруту;
- подбирать адреса доставки автоматически при вводе строки, чтобы ускорить оформление заявки и исключить ошибки;
- мониторить процесс доставки в онлайн-режиме и контролировать отклонения водителей от маршрута.
«Не все указывают адреса корректно. По статистике это 5–10% заказов. И программа не может сложить заявку на доставку, так как определяет пункт, допустим, в Южной Корее, а не в Приозерском районе. Пока приходится все в ручном режиме перепроверять».
Алексей Плиско, руководитель отдела логистики и склада
«Не все указывают адреса корректно. По статистике это 5–10% заказов. И программа не может сложить заявку на доставку, так как определяет пункт, допустим, в Южной Корее, а не в Приозерском районе. Пока приходится все в ручном режиме перепроверять». Алексей Плиско, руководитель отдела логистики и склада
С развитием системы руководство компании собирается сократить интервал доставки с четырех до одного часа. Узкое временное окно дает конкурентное преимущество, которое недоступно у большинства других дистрибьюторов световой техники.
«И к компании, и к программе у меня отношение положительное. Выгоду от решения сложно недооценить. Приятно, когда логисту удается закончить основную работу вовремя, потому что, по большому счету, помимо проверки адресов, процессы автоматизированы».
Алексей Плиско, руководитель отдела логистики и склада