Правительство внесло поправки в Постановление от 28.02.2022 №272 "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей".
Новые правила проверок владельцев ККТ заработали с 13 сентября 2025 года.
В статье разберемся, как осуществляется проверка и какие именно мероприятия планирует проводить Федеральная налоговая служба.
Кого могут проверять?
Список проверяемых субъектов составляется в электронном виде на основании:
- реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- собственной информационной системы ФНС;
- информации, получаемой из других ведомств.
А также на основании анализа общедоступной информации.
Какие бывают проверки?
Мероприятия делятся на профилактические и контрольные.
Профилактические не влекут за собой штрафные санкции, а контрольные могут завершаться либо предупреждением, либо взысканием.
В Постановлении прописаны следующие виды профилактических мероприятий:
- информирование;
- обобщение правоприменительной практики;
- консультирование;
- объявление предостережения;
- профилактический визит.
Информирование производится с помощью размещения информации на сайте ФНС, в средствах массовой информации и через личный кабинет ККТ.
По итогам обобщения правоприменительной практики за истекший год ФНС не позднее 15 февраля готовит и представляет для публичного обсуждения доклад. После утверждения руководителем налоговой службы, доклад публикуется на сайте ФНС.
Консультирование проводится по телефону, во время мероприятий и в стенах налоговой инспекции в часы приема. Предприниматель может записаться на прием к инспектору и задать все волнующие его вопросы.
Предостережение может быть направлено контролируемому лицу в случае, если по имеющимся данным ФНС предполагает возможность нарушения требований ФЗ-54, но нет каких-либо подтверждений нанесенного или возможного ущерба. Контролируемое лицо может подать возражение на это предостережение не позднее 15 календарных дней после окончания проверки. Сотрудники ФНС должны рассмотреть это возражение в течение 10 рабочих дней и выслать мотивированный ответ теми же каналами связи, которыми воспользовался предприниматель при подаче возражения.
Регламент проведения профилактических визитов регулируется Федеральным Законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Согласно закону обязательный профилактический визит проводится:
- на предприятиях с определенным уровнем рисков,
- на вновь открывшихся предприятиях,
- по программе проверок,
- а также по поручению:
- Президента РФ,
- Председателя правительства РФ или его заместителя,
- Главы субъекта РФ.
Правительство РФ вправе принять решение и о других случаях проверок предприятий.
В законе описаны основные полномочия проверяющих, содержание их работ и сроки проведения визита. Важно, что предприниматель не может отказаться от профилактического визита. Если же он все-таки не состоялся по объективным причинам, то составляется Акт о невозможности проведения визита и он переносится. По окончании работы экспертов проверяемому выдается Акт, в котором перечислены выявленные недочеты, и предписание по устранению недочетов в случае, если они не исправлены до окончания визита.
Один раз в год субъекты малого предпринимательства, социально-ориентированные некоммерческие организации, государственные или муниципальные учреждения могут подать заявление о проведении профилактического визита. ФНС может отказать заявителю, только если он передумал или уклонялся от плановых профилактических визитов в течение 6 месяцев. Все разъяснения и рекомендации в ходе визита по приглашению предпринимателя носят рекомендательный характер, предписание не выдается. Однако, если обнаружится причинение вреда охраняемым законом ценностям или есть риск его причинения, то инспектор может инициировать контрольное мероприятие.
Контрольные мероприятия бывают с взаимодействием и без взаимодействия с контролируемым объектом:
- наблюдение за соблюдением обязательных требований;
- документарная проверка;
- выездное обследование;
- контрольная закупка;
- выездная проверка.
Наблюдение проводится удаленно и включает в себя анализ доступных для инспекции данных, в том числе полученных по каналам межведомственного взаимодействия и открытых источников.
Например при анализе собственной базы ФНС могут быть выявлены нарушения:
- марка зарегистрированного кассового аппарата не соответствует техническим требованиям и исключен из реестра ККТ;
- нарушены порядок регистрации и перерегистрации ККТ;
- нарушен порядок и условия применения ККТ
- или обнаружены другие условия, которые могут привести к нарушению ФЗ-54.
В этом случае ФНС может направить проверяемому лицу предостережение или предписание об устранении ошибок, а также инициировать внеплановое контрольное мероприятие.
В ходе документарной проверки инспектор запрашивает и анализирует предоставленные предпринимателем документы. Если в ходе проверки выявлены несоответствия в документах или представленных документов с данными информационной базы ФНС, то предпринимателю предоставляется право объяснить выявленные нарушения. После этого инспектор принимает решение о вынесении предписания или наложении штрафных санкций.
Выездное обследование общедоступных объектов проводится без предварительного уведомления контролируемого лица. В случае обнаружения признаков нарушений, инспектор вправе провести контрольную закупку с последующим извещением органов прокуратуры о результатах закупки в течение 24 часов. Затем результаты внеплановой контрольной закупки вносятся в реестр контрольных мероприятий в течение 5 рабочих дней. Если в ходе контрольной закупки, как и любого надзорного мероприятия) нарушение все-таки выявлено, то составляется Акт о нарушении.
Наконец, выездная проверка - это наиболее полное обследование объекта проверки на месте. Включает в себя осмотр объекта, опрос сотрудников и проведение контрольных закупок и других экспериментов, выявляющих нарушения. В случае, если выявленные нарушения не исправлены до окончания проверки, то по ее окончании инспектор предъявляет проверяемому лицу Акт о выявленных нарушениях и Предписание по их устранению. В акте описаны все выявленные нарушения с ссылками на нарушенные законодательные акты, срок устранения, рекомендации о том как именно следует исправить ситуацию и перечень сведений, которые должны быть представлены в ФНС после устранения нарушения.
Контролируемое лицо вправе подать жалобу на действия проверяющего во время проведения любого мероприятия в вышестоящий орган управления налоговой инспекции.
Все мероприятия, проводимые на местах, могут осуществляться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видеосвязи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
Индикаторы риска
Для организации плановых проверок применяются принципы риск-менеджмента. Это означает, что по накопленной базе чеков определяются те предприятия, у которых индикаторы риска выходят из "зеленой зоны".
Сработавший индикатор не означает, что нарушение точно есть, только, что деятельность предприятия выглядит подозрительно и это повод для проверки работы предприятия.
Действующие на сегодняшний день индикаторы риска введены Приказом Министерства финансов от 6 июня 2023 г. N 88н. Этим приказом в дополнение к ранее действующему индикатору введены еще два, которые анализируют чеки возвратов и коррекции.
- Зарегистрированная в ЛК предпринимателя касса не передает фискальные данные 60 и более дней.
- Доля возвратных чеков за 30 дней превышает 30% от количества чеков продажи. Исключение - ломбарды.
- Доля чеков коррекции составляет за 30 дней от общего количества сформированных чеков.
В 2025 году Минфин подготовил проект приказа, который добавляет еще два новых индикатора.
- Смена более двух раз адреса установки одной и той же ККТ в течение 30 дней. Исключение - развозная или разносная торговля, оказание услуг или выполнение работ по адресу заказчика.
- Для предприятий общепита: отклонение от базовых значений суммы выручки на один рубль фонда оплаты труда и (или) доли наличной выручки за отчетный месяц.
ФНС разработала методику расчета базовых значений и параметров отклонения выручки, а также доли наличной выручки для каждого субъекта РФ. Она приложена к проекту приказа, с которым можно ознакомиться на сайте regulation.ru.
Для расчета индикаторов 2, 3 и 4 берутся любые 30 последовательных календарных дней. Для индикатора 5 планируется брать месяц, предшествующий месяцу индикаторов.
Индикаторы риска рассчитываются периодически, и ФНС теперь имеет право разместить их в Личном кабинете предпринимателя на своем сайте или на сайте Госуслуг. Если индикатор сработал, то предприятие это может отследить самостоятельно, заглядывая в свой личный кабинет.
Выводы
Помимо исправления выявленных различными мероприятиями нарушений обязательных требований при применении ККТ, предприятиям грозят штрафные санкции. О том какие именно штрафы могут быть наложены на индивидуальных предпринимателей, организации и на должностных лиц организаций можно прочитать в статье "Штрафы за нарушения в работе с кассами и чеками ККТ в 2025 году".
Предпринимателям нужно уделять должное внимание к оформлению чеков - следить за изменением законодательства, сообщениями налоговой службы, вовремя обновлять программное обеспечение кассовых аппаратов.
Особое внимание уделяйте пяти факторам риска.
Следите за нашими публикациями!
Комментарии