Оператор электронного документооборота (оператор ЭДО) — это аккредитованная ФНС организация, которая обеспечивает обмен юридически значимыми электронными документами между участниками ЭДО.
Требования к оператору ЭДО и его обязанности
Чтобы работать в этом статусе, организация должна соответствовать строгим требованиям:
- иметь специальные лицензии от ФСБ для ведения деятельности,
- гарантировать конфиденциальность и целостность данных,
- использовать квалифицированные электронные подписи (КЭП) и проверять актуальность сертификатов подписей контрагентов,
- хранить истории изменений документов и передавать данные в ФНС,
- следить за тем, чтобы форматы документов (например, УПД или счет‑фактура) соответствовали утвержденным стандартам.
Полный перечень требований закреплен в приказах ФНС № ЕД‑7‑26/546@ от 08.06.2021 и № ЕД‑7‑26/936@ от 29.10.2021. Чтобы проверить, аккредитован ли оператор, воспользуйтесь Реестром операторов ЭДО на сайте ФНС.
Функции оператора ЭДО
Для бизнеса операторы выполняют несколько ключевых функций, которые вытекают из требований.
- Проверяет действительность электронной подписи. Документы, подписанные КЭП, признаются равнозначными бумажным с собственноручной подписью и печатью в соответствии со ст. 6 63-ФЗ «Об электронной подписи».
- Обеспечивает безопасный канал передачи данных. Электронные документы проходят по защищенным протоколам, а оператор проверяет актуальность сертификатов подписи контрагентов.
- Фиксирует события с электронными документами. Сведения об отправленных и полученных документах такие, как: фиксация даты, времени и факта подписания хранятся у оператора.
Какие документы можно передавать через оператора ЭДО
Через оператора ЭДО можно передавать любые формализованные и неформализованные электронные документы.
Формализованные (xml) — это те документы, которые имеют строго определенные форматы, утвержденные государственными органами.
Формализованные документывключают:
- универсальный передаточный документ (УПД),
- универсальный корректировочный документ (УКД),
- счет-фактура,
- товарная накладная ТОРГ-12 (отменяется с 01.01.26),
- акт приема-передачи выполненных услуг (отменяется с 01.01.26),
- электронная транспортная накладная (ЭТрН),
- электронный путевой лист (ЭПЛ);
- сопроводительная ведомость,
- заказ-наряд, заказ и заявка,
- договор фрахтования.
Неформализованные документы (doc, pdf и др.) создаются в произвольной форме в соответствии с внутренним регламентом компании.
Неформализованные документы включают:
- письма, заявки, коммерческие предложения;
- техническую документацию;
- фотографии, презентации, таблицы, архивы данных и др.
Информация, с какими операторами можно работать через 1С-ЭДО, представлена на сайте edo.1c.ru.
Комментарии