1С:Предприятие 8
Система программ

ОАО "Жилищная инвестиционная компания города Казани" построило долгосрочный план финансового благополучия с помощью "1С:Предприятия 8" и ООО "Интелком"

24.03.2009

В ОАО "Жилищная инвестиционная компания города Казани" (ОАО ЖИК г. Казани) внедрена автоматизированнная система бюджетирования на платформе "1С:Управление производственным предприятием 8". В результате построена двухуровневая система взаимосвязанных бюджетов, которая позволяет руководству компании получить четкое представление о параметрах финансово-экономической деятельности в трехлетней перспективе и контролировать соблюдение показателей, необходимых для обеспечения стабильной деятельности и достижения желаемой учредителями доходности бизнеса. Внедрение выполнено совместными усилиями ООО "Интелком" и группы специалистов ОАО ЖИК г. Казани.

ОАО ЖИК г. Казани   одна из крупнейших инвестиционно-строительных компаний города. Компания осуществляет коммерческую деятельность по строительству объектов жилого и нежилого назначения, освоению земельных участков, а также оказывает услуги по оформлению исходно-разрешительной документации и осуществлению технического надзора в процессе строительства сторонним организациям города и Республики Татарстан (т.н. услуги заказчика). Приоритетным направлением деятельности компании является оказание услуг заказчика при строительстве жилых домов по программе "Социальная ипотека" в городе Казани в рамках реализации Федеральных целевых программ "Жилище" и "Доступное и комфортное жилье". В 2008 году компанией только по программе "Социальная ипотека" сдано 16 многоэтажных жилых домой общей площадью более 144 000 кв.м жилья. На сегодняшний день под руководством ОАО ЖИК г. Казани возводится 22 объекта. По ним компания выступает организатором всего комплекса работ по строительству: обеспечивает создание и согласование исходно-разрешительной документации каждого объекта и его предпроектную подготовку, привлекает генерального подрядчика, осуществляет технический надзор, контролирует сроки и качество выполнения работ на всех этапах строительства и осуществляет ввод объекта в эксплуатацию.

Одной из наиболее значимых задач компании является обеспечение непрерывности строительных работ и полноценного финансирования всех этапов строительства, включая исследование и подготовку земельного участка, согласование проектной документации. С этой целью для каждого объекта прогнозируются необходимые финансовые потоки с разбивкой по месяцам на весь срок реализации проекта. С учетом длительности строительных проектов планы могут строиться на срок до трех лет.
Важность задач, решаемых ЖИК г. Казани в рамках программы "Социальная ипотека", ежегодный рост темпа ввода жилья, проекты инвестирования в новые сферы бизнеса и развитие существующих направлений – все это обусловило необходимость долгосрочного планирования финансово-экономической деятельности по показателям доходов и параметрам финансирования различных видов деятельности.

Для формирования четкого трехлетнего плана деятельности компании, позволяющего обеспечить необходимый уровень доходности и рентабельности, была разработана и внедрена система бюджетирования. Для этого расписаны бюджеты всех уровней, создан регламент их формирования и функционирования, разработаны плановые финансовые показатели по всем направлениям деятельности компании. Автоматизация всех бюджетных процессов выполнена на базе решения "1С:Управление производственным предприятием 8".

Автоматизированная система бюджетирования обеспечивает решение следующих задач:

  • отражение в финансовом плане показателей, соблюдение которых позволяет достичь утвержденных учредителями показателей доходности, рентабельности, уровня издержек;
  • планирование деятельности компании по достижению показателей, заложенных в ее бюджетной модели;
  • контроль достаточности средств для непрерывного финансирования строительства;
  • ежемесячный контроль исполнения бюджета;
  • анализ соотношения доходов и расходов компании, оценка рентабельности коммерческих проектов;
  • планирование движения денежных средств с целью исключения кассовых разрывов.

В информационной системе методом системного планирования построена бюджетная модель компании, представляющая данные по доходам и расходам, а также движению денежных средств текущих и будущих периодов.

В соответствии с основными видами финансовой деятельности настроены следующие бюджеты (бюджетные направления):

  • бюджет инвестиционно-строительных затрат;
  • бюджет продаж;
  • бюджет коммерческих расходов;
  • бюджет налогов;
  • бюджет постоянных расходов;
  • бюджет кредитов и займов.

На основе бюджетных направлений автоматически формируются два крупных бюджета (мастер-бюджета): бюджет движения денежных средств и бюджет доходов и расходов.
В системе отражаются взаимосвязи между показателями всех бюджетов. Для активного использования в текущих и планируемых бюджетах компании осуществлен перенос фактических данных прошлых лет из системы бухгалтерского учета. Созданы механизмы учета расходов будущих периодов, ведется планирование амортизации основных средств.

Учет строящихся объектов ведется в разрезе проектов. По каждому из них в "1С:Управление производственным предприятием 8" анализируется огромное количество данных по всем этапам строительства (сроки, необходимые объемы финансирования, расчеты с подрядными организациями), на основе которых осуществляется детальное планирование затрат и издержек до момента полного завершения проекта. В ходе реализации проекта вводятся его фактические финансовые показатели на основе данных бухгалтерского учета.

Все затраты на строительство заносятся в соответствующие статьи бюджета инвестиционно-строительных затрат. На его основе рассчитываются стоимость строительства и объемы денежных средств, необходимых для поэтапного или полного финансирования объектов. В процентном соотношении к стоимости всех строительных работ формируется сумма вознаграждения за услуги Заказчика. Сводные данные бюджета инвестиционно-строительных затрат служат основанием для финансирования строительства домов по программе "Социальная ипотека" Государственным Жилищным фондом при Президенте РТ.

Для сокращения заемных и кредитных средств, привлекаемых для финансирования коммерческих объектов, настроен бюджет кредитов и займов. На его основе автоматически формируется точный график погашения платежей и предоставляются данные о том, какие источники денежных средств возможно для этого использовать.

Для планирования налоговых платежей будущих периодов разработан бюджет налогов. Он позволяет, к примеру, автоматически рассчитать платежи НДС на основе статей затрат конкретных будущих периодов.

Основное внимание при создании автоматизированной системы бюджетирования уделено системному планированию будущих доходов и расходов компании. Для каждого объекта детализированы все расходы, издержки, доходы. По домам, строящимся по программе "Социальная ипотека", доходы компании формируются на основании статьи "услуги заказчика", составляющей определенный процент от стоимости всех работ по возведению объекта. По собственным проектам компания получает доходы от коммерческой реализации построенных квартир или нежилых помещений.

Данные по всем текущим и будущим доходам, затратам, расходам представлены в самом крупном и значимом бюджете компании – бюджете доходов и расходов. С его помощью компания имеет точную и детализированную информацию об объемах и сроках будущих доходов и расходов.

На основе этих данных программой автоматически формируется детализированный прогноз, отражающий недостаток/избыток денежных ресурсов, необходимых для оплаты плановых расходов и платежей по заемным обязательствам в определенные будущие бюджетные периоды.

Для планирования и наиболее эффективного использования всех финансовых ресурсов компании разработан бюджет движения денежных средств. В нем, на основании данных бюджета инвестиционно-строительных затрат, автоматически планируются сроки и размеры всех будущих платежей компаниям-подрядчикам для бесперебойного обеспечения всех этапов строительства. Это позволяет оптимизировать использование денежных средств, направляемых ГЖФ по программе "Социальная ипотека", а также сформировать для каждого объекта достаточные финансовые потоки.

Для коммерческих проектов автоматически определяются периоды кассовых разрывов. Для их исключения на основе систематизированной информации по доходам и расходам, а также срокам и объемам погашения кредитных платежей ведется долгосрочное планирование большого объема денежных средств. В итоге компания имеет точную картину по источникам финансов для каждого конкретного платежа. Бюджет движения денежных средств позволил оптимизировать использование всех финансовых ресурсов компании, а также максимально сократить привлечение заемных и кредитных средств.

Для контроля соответствия доходов и расходов плановым показателям ведется план-фактный анализ каждого проекта. Отклонения от плановых данных, например, получение более высокого дохода, может объясняться продажей коммерческих объектов по более выгодным ценам, оптимизацией издержек и строительных расходов, а также некорректностью, допущенной при финансовом планировании проекта. Таким образом, план-фактный анализ является объективным критерием оценки качества и эффективности работы всех подразделений компании. По данным план-фактного анализа в проект вносятся необходимые коррективы, что повышает качество финансового планирования и точность формирования бюджетов различного уровня.

План-фактный анализ позволяет спрогнозировать ситуацию в случае объективного изменения внешних факторов. Так, в условиях кризиса компания смоделировала бюджет с более пессимистичными финансовыми показателями, с тем, чтобы понять, к чему это приведет и какие действия необходимо предпринять для того, чтобы сохранить штат компании и не заморозить строительство объектов.

"1С:Управление производственным предприятием 8" позволяет оценивать рентабельность собственных коммерческих строительных проектов. Для этого в программу закладывается нормативный уровень рентабельности и доходности, утвержденный инвесторами и акционерами. В случае снижения уровня рентабельности компания проводит качественный анализ его причин. Ими может быть как снижение рыночных цен на недвижимость в регионе, так и превышение плановых расходов по проекту. В случае объективно низкой рентабельности проекта руководство компании вправе принять решение об отказе от его реализации. Оценка рентабельности всех проектов позволила минимизировать финансовые и инвестиционные риски компании.

Для анализа финансовой эффективности работы компании в бюджете разработаны статьи "Экономия" и "Прибыль". В них представлены сведения о сокращении постоянных и коммерческих расходов, собственных издержек компании за конкретный период, а также факторы, повлекшие увеличение доходной части бюджета. Представляется картина уровня доходности по результатам финансового года в целом.

Для руководителя создана "витрина руководителя", где в удобном виде оперативно представляются наиболее значимые финансовые показатели с возможностью их последующей детализации.

Внедрение и автоматизация системы бюджетирования проведена в рамках глобального проекта по автоматизации "Разработка и внедрение информационной системы управления (ИСУ) ЖИК Казани", включающей, помимо бюджетирования, информационную систему контроля исполнения проектов и систему электронного документооборота. Обеспечена интеграция системы бюджетирования с системой контроля исполнения проектов.

В результате внедрения автоматизированной системы бюджетирования в компании сформирован системный и максимально детализированный план по финансированию всех строящихся объектов на 2009-2011 годы. Бюджет на 2009 год полностью сформирован на основе данных системы бюджетирования. Компания может точно спрогнозировать финансовые показатели в случае оптимального и минимального уровня доходности в условиях финансового кризиса и заранее запланировать действия, корректирующие работу всех служб с учетом объективных экономических условий.

Получен надежный и удобный инструмент для системного контроля и планирования финансирования большого количества строящихся объектов и движения значительного объема денежных средств. Это позволило на более высоком качественном уровне спланировать финансовые потоки инвестора, минимизировать привлечение кредитных ресурсов и более эффективно работать по ранее полученным займам.

Компания, имея оперативную информацию о фактических расходах, осуществляет регулярный контроль за тем, чтобы они не превышали плановые показатели.

Салахиева Айгюль Данисовна, Директор департамента экономики и развития ОАО "Жилищная инвестиционная компания города Казани": "Внедрение автоматизированной системы бюджетирования позволило нам получить эффективный и надежный инструмент для учета, анализа, прогнозирования и планирования движения денежных средств в историческом и перспективном разрезе. Для нас очень важно, что на сегодняшний день мы обладаем системной информацией о доходах и расходах текущих и будущих периодов, на основании которой можем объективно оценивать финансовые перспективы компании в разрезе конкретных проектов. Хочется отметить значительное повышение качества отражения и планирования всех финансовых процессов компании, в результате чего взаимоотношения с Государственным Жилищным фондом при Президенте РТ, соинвесторами и подрядчиками стали экономически более эффективными. Регулярный анализ соотношения расходов и доходов будущих периодов позволил преодолеть "бюджетные" разрывы, что в итоге привело к значительной экономии финансовых ресурсов за счет оптимизации кредитной политики компании".


ОАО Жилищная инвестиционная компания города Казани построило долгосрочный план финансового благополучия с помощью 1С:Предприятия 8 и ООО Интелком
ОАО "Жилищная инвестиционная компания города Казани"   одна из крупнейших инвестиционно-строительных компаний города. Компания осуществляет коммерческую строительную деятельность. Приоритетным направлением деятельности компании является оказание услуг заказчика при строительстве жилых домов по программе «Социальная ипотека» в городе Казани в рамках реализации Федеральных целевых программ «Жилище» и «Доступное и комфортное жилье». Одной из наиболее значимых задач компании является обеспечение непрерывности строительных работ и полноценного финансирования всех этапов строительства.

Контактная информация:
Адрес: 420022, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Тукая, 105.
Тел.: (843) 278-27-57; факс: (843) 278-27-57 (доб.1009)
www.gik-kazan.ru


ОАО Жилищная инвестиционная компания города Казани построило долгосрочный план финансового благополучия с помощью 1С:Предприятия 8 и ООО ИнтелкомООО "Интелком" – лидер в области корпоративных внедрений на платформе "1С:Предприятие 8" в Татарстане. В настоящее время "Интелком" – единственный обладатель в Татарстане профессиональных статусов: "Центр компетенции по производству", "Центр компетенции по торговле". Также компания имеет статусы "Центр компетенции по бюджетному учету", "Авторизованный центр сертификации", является участник проекта "1С:Консалтинг".

В "Интелкоме" – солидный штат высококвалифицированных специалистов, аттестованных по "1С". Сертификат ISO 9001:2000 – гарантия высокого качества оказываемых услуг. Многолетний успешный опыт внедрений, подтвержденный положительными отзывами крупных клиентов, профессионализм сотрудников – основа высокоэффективной автоматизации на предприятии любого уровня.

Контактная информация:
Адрес: г. Казань, ул. Чуйкова, д. 2, 6 эт.
Телефон: (843) 519-60-60
Факс (843) 519-19-26
www.intel-kom.ru, 1c@intel-kom.ru