1С:Предприятие 8
Система программ

«1С:Предприятие» помогает РЖД контролировать работу 29,5 тысяч единиц транспорта

18.11.2025

ООО «1С-Рарус» совместно с ООО «ОЦРВ» автоматизировали управление автотракторным парком ОАО «РЖД». Система «1С:Управление автотранспортом», развернутая на 4 500 рабочих местах, помогла организовать оперативный контроль работы 29,5 тысяч единиц транспорта. Значительно снижены расходы на содержание автопарка, техническое обслуживание и ремонты. Ускорены процессы оказания транспортных услуг заказчикам. Обеспечен эффективный мониторинг услуг внешних исполнителей.

В структуре ОАО «РЖД» — 52 филиала, состоящих из 2 200 подразделений, под управлением которых находится 29,5 тысяч единиц легкового, грузового, грузопассажирского автотранспорта, автобусов, а также крупнотоннажной и спецтехники для регламентных и аварийных производственных работ. 21% транспортных единиц переданы в аренду трем компаниям-подрядчикам по оказанию услуг для нужд ОАО «РЖД».

Ранее для управления собственным парком и электронного документооборота с внешними контрагентами использовалась зарубежная ERP-система. Руководство ОАО «РЖД» поставило задачу — перевести работу автотракторного парка на отечественное отраслевое решение. Требовалось организовать оперативное управление финансами и ресурсами, а также усилить контроль передачи в аренду транспортных средств.

Новую систему было решено создать на основе «1С:Управление автотранспортом ПРОФ». Исполнителями проекта стала компания «1С-Рарус» совместно с «ОЦРВ».

В ходе проекта было автоматизировано 4 500 рабочих мест. Выполнена кастомизация системы для учета оказанных услуг внешними исполнителями, расчета нормативного количества техники и работы с путевыми листами, формирования внутренней отчетности. Настроено взаимодействие системы управления автотранспортом с автоматизированными системами ОАО «РЖД».

Ключевые итоги проекта:

  • Повысилась достоверность и полнота данных для учета автотранспорта собственности ОАО «РЖД», как находящегося в самостоятельном оперировании подразделениями ОАО «РЖД», так и переданного в аренду.

  • Переход на электронный технологический документооборот и внедрение системы электронных подписей позволили минимизировать бумажную работу. Интеграция системы управления автотранспортом с решениями внешних исполнителей способствует высокой оперативности аутсорсинговой работы.

  • Ускорен процесс оказания автотранспортных услуг за счет автоматизации подачи заявок. Через систему 1С пользователи подают заявки на оказание автотранспортных услуг в системы партнеров. На основании поданных заявок в системе партнера формируются талоны заказчика к путевым листам, малые технологические акты оказанных услуг, и затем направляются в систему 1С для подписания ЭЦП и формирования отчетности.

  • Обеспечено оперативное формирование путевых листов для 6 видов техники. Каждая форма отличается наличием полей для отражения дополнительной информации, например, в путевой лист грузового автомобиля добавлены поля по наличию прицепов, участвующим в поездке в составе автопоезда. Ведение учета путевых листов в единой системе позволяет автоматически генерировать отчеты о работе автотракторной техники, включая пробег, время работы, расход ГСМ, статистику по технике, переданной в аренду, и объемы оказанных автотранспортных услуг.

  • Реализован механизм расчета отклонений фактического наличия техники от ее нормативного количества в подразделениях ОАО «РЖД». В системе можно оценить, сколько техники должно быть на предприятии согласно утвержденным нормативам, какой парк подлежит обновлению в отчетном периоде и в среднесрочной перспективе, и как найти баланс между использованием собственного автопарка и привлечением сторонних услуг. Упрощены процессы анализа эффективности использования автопарка и выявления неиспользуемых ресурсов.

  • Сокращены затраты на формирование регламентированной и управленческой отчетности. Информация собирается линейными подразделениями, которые являются балансодержателями техники, и иерархически структурируется до регионального уровня, филиала, полигона железной дороги и ОАО «РЖД» в целом. Система значительно ускорила процессы и сократила затраты на обработку данных, что упростило составление сводных отчетов на всех уровнях управления.

  • На 10% оптимизировано количество транспортных единиц в автопарке ОАО «РЖД» с момента запуска системы транспортного аутсорсинга и электронного технологического документооборота. Значительно сокращены расходы на содержание автопарка, техническое обслуживание и ремонты, оптимизированы налоговые отчисления, что позволяет направлять сэкономленные средства на модернизацию инфраструктуры и повышение качества автотранспортных услуг.

В планах — тиражирование системы для 2 200 центров ответственности по управлению автохозяйством ОАО «РЖД». Планируется, что систему будут использовать 11 500 пользователей в разных часовых поясах.

Проект стал победителем конкурса «1С:Проект года» в номинации: «Лучший проект в отрасли „Транспорт и логистика“».

Виталий Валерьевич Градобоев, начальник Центра управления автотранспортом ОАО «РЖД»: «С первых дней работы нашего Центра мы ориентировались на автоматизацию и получение данных с минимальным участием человека. Наша основная цель — достичь результатов и стимулировать использование разрабатываемой системы, что для компании с многоуровневой структурой управления очень непросто. У нашей проектной команды получается эффективно внедрять изменения, демонстрируя, как ИТ-технологии могут преобразить работу крупных государственных организаций».

Кирмасова Ольга Геннадьевна, начальник отдела учета транспортных средств Центра управления автотранспортом ОАО «РЖД»: «Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и продолжим развивать созданную на базе «1С:Предприятие» систему управления автотракторным парком. Во-первых, реализуем «Рабочее место механика» для управления техобслуживанием и ремонтами техники, находящейся на балансе наших филиалов. Во-вторых, автоматизируем процессы проведения ежегодной технической инвентаризации автотранспорта. Важным дополнением к системе станут информационно-аналитические панели с ключевыми показателями по всему автотранспорту ОАО «РЖД».


ОАО «РЖД» обеспечивает потребности государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом. Основными видами деятельности общества являются: перевозка грузов и пассажиров, производство, ремонт, строительство, обслуживание инфраструктуры железнодорожного транспорта, проектирование и конструкторская деятельность, информация и связь, торговля, социальная сфера, внешнеэкономическая деятельность и другие.

  • Адрес: Москва, ул. Новая Басманная, д. 2/1, стр.1;
  • Телефон: 8 (800) 775-00-00, +7 (499) 605-20-20;
  • Сайт: company.rzd.ru.

ООО «ОЦРВ» (Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем) специализируется на разработке, внедрении и сопровождении практически всех корпоративных и технологических систем железнодорожной отрасли России. Реализует принятую в 2017 году ИТ-стратегию ОАО «РЖД» по цифровизации железнодорожной отрасли, унификации подходов к созданию и оптимизации процессов разработки, внедрения и сопровождения информационных систем всех компаний, входящих в холдинг.


Группа компаний «1С-Рарус» — разработчик, системный интегратор и дистрибьютор решений на платформе «1С:Предприятие». Совместное предприятие фирмы «1С» и компании «Рарус» с 1994 г. 3500 сотрудников, 18 региональных офисов, 3500 партнеров ИТ-компаний в 230 городах. 170 000 клиентов коммерческого и бюджетного секторов. 21 000 пользователей облачных сервисов Аренды 1С. 1000 корпоративных клиентов. Более 100 проектов-лауреатов в конкурсах 1С:Проект года, Global CIO, TAdviser. Программы разработки «1С-Рарус» входят в топ лучших отраслевых продуктов 1С. Выпущено 90 решений для 17 отраслей экономики. Организатор ежегодной технической конференции 1С-RarusTechDay. Создает базовые кафедры 1С в университетах по всей стране.