Поводом для статьи стал вопрос в службу поддержки: «Можно ли поменять цвет ЭЦП?» Мы, конечно, поняли, о чем речь, а вы?
С 1 марта 2025 года начал действовать новый ГОСТ на терминологию в области управления документами — ГОСТ Р 7.0.8-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», который пришел на смену ГОСТу 2013 года. Единые термины используются в локальных нормативных актах организации, помогают вести диалог между разработчиками и пользователями СЭД. В статье рассмотрена важность использования единой терминологии и проанализированы основные изменения в терминологии, связанные с электронным документооборотом.
Терминология играет ключевую роль в электронном документообороте (далее — ЭДО), так как обеспечивает точность, однозначность и эффективность взаимодействия между участниками процесса. Вот основные аспекты ее важности:
- Единообразие и стандартизация.
- Упрощение коммуникации.
- Автоматизация процессов.
- Снижение рисков.
- Обучение и адаптация сотрудников.
- Эффективный поиск и анализ данных.
- Соответствие нормативным требованиям.
В таких отраслях, как юриспруденция, медицина, финансы, использование корректной терминологии является обязательным требованием законодательства. Стандарты, хотя и не являются обязательными, но также заслуживают внимания и последующего применения на практике.
Поэтому рассмотрим, какие изменения произошли в новом ГОСТе в отношении терминологии, касающейся электронного документооборота.
Новая редакция ГОСТа стала более полной. Если предыдущий ГОСТ содержал 174 термина, то новый — уже 191.
Изменения коснулись ряда ключевых терминов.
Так, изменилась трактовка основополагающего термин «документ». Теперь документ — это зафиксированная на носителе информация с реквизитами и/или метаданными, позволяющими ее идентифицировать (п. 9).
То есть сделан акцент на обязательность метаданных документа.
Согласно ГОСТу, метаданные — это информация о документе, которая обеспечивает управление им в течение его жизненного цикла (п. 52). То есть это данные о документе, которые накапливаются по мере прохождения им жизненного цикла (когда и кем создан, согласован, подписан, рассмотрен, исполнен и т.д.).
Напомним, что в прошлом году был принят отдельный ГОСТ на метаданные — ГОСТ Р 7.0.109-2024 «СИБИД. Информация и документация. Управление документами. Логическая структура, состав метаданных документов и требования к их содержанию».
В новом ГОСТе появилось несколько новых терминов, важных для электронного документооборота:
-
система электронного документооборота (СЭД) — информационная система, обеспечивающая жизненный цикл документов до их передачи на архивное хранение или уничтожение;
-
система хранения электронных документов (СХЭД), электронный архив — информационная система, обеспечивающая архивное хранение электронных документов и электронных копий документов, доступ к ним и их использование;
-
оцифровка документов – преобразование аналоговой документированной информации в электронную (цифровую) форму;
-
юридически значимый электронный документооборот (ЮЗЭДО) — документооборот между двумя или более участниками взаимодействия, осуществляющийся с использованием одной (общей для участников взаимодействия) системы ЭДО и/или в соответствии с условиями соглашения о взаимодействии между участниками.
Еще одним фактом, заслуживающим внимания в новом ГОСТе, является уточнение различий между терминами «делопроизводство», «документационное обеспечение управления» и «управление документами».
Так, согласно ГОСТу:
-
делопроизводство — совокупность процессов работы с документами, включая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов в деятельности организации;
-
документационное обеспечение управления (ДОУ) — деятельность (управленческая функция) по нормативному регулированию, методическому и организационному обеспечению делопроизводства, в том числе по формированию документального фонда организации;
-
управление документами — область управления, обеспечивающая жизненный цикл документов в органах государственной власти и иных государственных органах, органах местного самоуправления и организациях.
Подытожим: терминология в ЭДО — это основа эффективной работы с документами. Ее правильное использование способствует повышению точности, скорости и надежности процессов, а также минимизирует риски и ошибки.
Комментарии
Дак а что с цветом? Кликбейт чисто для заголовка?
Так а что насчёт цвета ЭЦП? Заинтриговали же, заразы ;)