1С:Предприятие 8
Система программ

Как управлять расходами. Антикризисные инструменты в 1С:УНФ

1 апреля 2020
Рейтинг статьи

Раньше, при стабильных продажах, бизнес мог позволить себе иметь «жирок» и не контролировать все статьи расходов до копейки.  Ситуация изменилась, сейчас важно считать эффективность каждого израсходованного рубля. Одной из ключевых задач становится оптимизация расходов. 

Рассмотрим, как провести оптимизацию расходов, используя инструменты «1С:Управление нашей фирмой»

Ответим на вопросы:
  • Как определить эффективность и управлять прямыми расходами?
  • Как оптимизировать косвенные расходы?
  • Как контролировать эффективность расходов?

Оцениваем ситуацию «как есть»

Начинаем с расчета и анализа существующей величины расходов. Делим расходы бизнеса на прямые — непосредственно создающие продукт и прибыль, и косвенные расходы — на поддержку, продвижение, обслуживание и управление.

Как определить эффективность и управлять прямыми расходами

Получить оперативную информацию о прямых расходах и их эффективности, не дожидаясь окончания периода, можно в отчете Валовая прибыль. Отчет показывает Выручку, Себестоимость (прямые расходы), Валовую прибыль (ВП = Выручка — Себестоимость). 

Эффективность прямых расходов показывает значение показателя Рентабельность по валовой прибыли

Эти показатели можно увидеть по направлениям деятельности, категориям товаров, а также по каждой номенклатуре.
Таким образом, можете оценить эффективность прямых расходов не только в целом по компании, но и определить наиболее эффективные продукты и направления. 

Отчет «Валовая прибыль по номенклатуре»

Как повлиять на прямые расходы? Договариваться с поставщиками о скидках, бартере, искать новых поставщиков, использовать только сдельную оплату труда. 

Но не забывайте, что даже в таких условиях важно сохранить качество. Контролируйте рентабельность по валовой прибыли. При снижающихся объемах очень важно не только сохранить, а увеличить рентабельность ваших продуктов.

Как управлять косвенными расходами

Косвенные расходы напрямую не создают ценность продукта. И первыми попадают под сокращение. 

Но гораздо эффективнее оценить каждую статью расходов и оптимизировать таким образом, чтобы они создавали также прибыль. 

Все косвенные расходы можно оперативно увидеть в отчете Доходы и расходы по статьям (по отгрузке).

Отчет «Доходы и расходы по статьям (по отгрузке)»

В отчете отслеживаем значение косвенных расходов по каждой статье. Для оценки эффективности каждой статьи используем возможность создавать свои показатели с использованием инструмента «Анализ бизнеса» (подробнее как создать показатель здесь).

Как создать показатель «Косвенные расходы на 1 рубль продаж»

Многие компании уже начали считать такой показатель, как величина косвенных расходов на рубль продаж. Показатель сообщит, сколько копеек косвенных затрат в каждом рубле продаж.

Показатель «Косвенные расходы на 1 рубль продаж»

Важно сохранить и сократить полученное значение в новых условиях, тем самым повысить эффективность использования каждого рубля.

Что для этого сделать? Анализируем каждую статью. Ставим задачу перевести косвенные расходы в прямые, т. е. создающие прибыль. 

Сокращаем те расходы, которые не создают сегодня ценность. Например, сокращаем все офисные расходы, ведем переговоры с арендодателем о том, что не платим аренду на время карантина, и сокращаем аренду до конца кризиса.

Внедряем безокладную систему оплаты труда. Заработную плату каждого сотрудника привязываем к созданию прибыли. Внедряем показатель «Зарплатоемкость» (ЗЕ = Заработная плата/Выручка). Добавляем по аналогии с предыдущим показателем как новый показатель и контролируем значение.

Показатель «Зарплатоемкость»

Таким образом, у нас под контролем все косвенные расходы.

Как контролировать эффективность расходов

Чтобы удобно отслеживать эффективность расходов, даже не заходя в отчеты, можно добавить созданные показатели на закладке «Ассистент» инструмента «Анализ бизнеса». Задаем правило контроля: чтобы значения были не более установленной суммы и финансовый ассистент будет контролировать выполнение.

Контроль показателей ассистентом в «Анализе бизнеса»

Таким образом используем инструменты 1С:УНФ для контроля и оптимизации расходов бизнеса в новых условиях.


Автор:

Ирина Митрофанова

методист «1С:Управление нашей фирмой»

Оценить статью:

Комментарии

5
Павел

Не читаемо вышло, прикрепляю скриншот, что бы было более понятно,
Подскажите к кому с такой проблемой можно обратится?
https://skr.sh/s1mrS4kOxWK

Павел

Добрый день, Ирина.
Как можно пользоваться вашей программой в кризис если она себестоимость даже считает не верно, у меня есть небольшой кейс из пары документов, где закупленный товар посчитался неверно, и не понятно к кому с этим идти?

В январе мы узнаем, что у нас придет Товар 1.

Начинаем формировать заказы

Дата Номер Товар Количество Цена
10.01 Заказ 1 Товар 1 4 2000
15.01 Заказ 2 Товар 1 5 2000

Товара на остатках нет, поэтому пока у нас пока никаких движений по регистру Запасы и затраты нет.

Пришел февраль, сделали еще 1 заказ

Дата Номер Товар Количество Цена
04.02 Заказ 3 Товар 1 4 2000

Приехал товар, допустим к нам приходит 15 штук по 1000 рублей

http://prntscr.com/s1z5nq

Все отлично, можно звонить клиентам говорить, что товар доставили.
Заходим в заказы, резервируем товар.

http://prntscr.com/s1z5xt

Сумма не проставляется, так как товара на дату заказа не было. Делаю реализации.

http://prntscr.com/s1z65b

Тут сумма не поставилась из-за того, что себестоимость берется из заказа.. ну ладно, наверно закрытием месяца все встанет как надо…
Тут происходит возврат по первой накладной

http://prntscr.com/s1z6hl

Закрываю все месяцы по апрель, вот что получаю в итоге:

http://prntscr.com/s1z6s2

Посчитал что у нас первая сделка 100% рентабельности, а вторая 25% и в сумме 7500 стоимость товара, который мы купили за 10 000
При том что покупали мы товар 1 раз 1000/шт

Врублевский Антон

Ирина, в отчёте Валовая прибыль фиксируются только затраты понесенные на запасы, но не учитываются услуги. Вероятно считается, что это не прямые расходы. Однако, заказанные у сторонней компании логистические услуги не попадут в этот отчёт, хотя они и прямые. Так же не попадут в отчёт проектно-изыскательские, юридические и многие другие услуги которые были заказаны и приняты к учёту как связанные с Заказом покупателя или проектом, а значит не подлежащие урезанию.

Ирина Митрофанова
Врублевский Антон

Добрый день, Антон! Если вы хотите включить логистические услуги в себестоимость товаров, то можете воспользоваться инструментом «Включать услуги в себестоимость запасов» в документе «Приходная накладная» или распределить отдельно приобретаемые услуги на товары в документе «Дополнительные расходы».
Но приведенные вами расходы не стала бы включать в себестоимость, а анализировала бы в отчете «Доходы и расходы по статьям (по отгрузке)».
В статье и была цель рассказать, как и где вы можете увидеть все ваши расходы по статьям. Определить вес каждой статьи в расходах. И разработать план действий по сокращению тех расходов, которые непосредственно не создают прибыль.
А далее, создавая свои показатели по эффективности расходов в Анализе бизнеса, добавлять их на панель финансового ассистента и отслеживать выполнение.

Врублевский Антон
Ирина Митрофанова

Благодарю, Ирина.
"Включить услуги в стоимость запасов" возможно только если приход услуги и запасы приняты одним документом.
С "Дополнительными расходами" тоже не все гладко. Особенно если такие документы при синхронизации попадают в 1с Бухгалтерия.
Про "Доходы и расходы" - знаем, однако с точки зрения аналитики этого не всегда достаточно.

Нам важно ваше мнение! Оставьте комментарий!