ОАО "Иркутскэнерго" - третья по величине энергосистема России. Энергосбытовая деятельность ОАО "Иркутскэнерго" полностью централизована и осуществляется фирмой "Энергосбыт", 9 отделений которой территориально удалены друг от друга. С 1997 года в "Энергосбыт" функционировала автоматизированная система учета энергии, созданная специалистами фирмы как набор автоматизированных рабочих мест и обеспечивавшая автоматизацию расчетов с потребителями энергии, формирование финансовой, управленческой и статистической отчетности о полезном отпуске и реализации энергии ОАО "Иркутскэнерго".
К началу реализации проекта на технологической платформе "1С:Предприятие" срок эксплуатации действовавшей системы составил 7 лет. Несмотря на устойчивую работу старая система имела неполное функциональное наполнение рабочих мест, а используемые файл-серверные технологии, "лоскутная" архитектура и программно-техническая среда разработки морально устарели.
При этом необходимо отметить, что в ОАО "Иркутскэнерго" уже имеется опыт успешного внедрения масштабной автоматизированной системы на технологической платформе "1С:Предприятие". В 2003 году специалистами "IBS" и "Форус" завершен проект автоматизации бухгалтерского учета с унификацией применяемых первичных документов и схем документооборота и консолидацией данных бухгалтерского учета подразделений в исполнительной дирекции. В рамках этого проекта система развернута в 23 подразделениях ОАО "Иркутскэнерго", в общей сложности автоматизировано 420 рабочих мест.
Необходимость в модернизации автоматизированной системы предприятия возникла в связи с появлением новых требований к АСУСЭ и РП, в том числе обусловленных реформированием электроэнергетики РФ в соответствии с федеральным законом "Об электроэнергетике", положившем в основу реформирования отрасли принципы демонополизации и развития конкуренции в сфере сбыта энергии. Благодаря использованию новой автоматизированной системы "Энергосбыт" планирует существенно повысить эффективность работы с клиентами и упрочить свои позиции на рынке в том числе повысить контроль над энергосбытовой деятельностью и как следствие повысить собираемость.
Руководством предприятия была поставлена задача спроектировать и внедрить информационную систему, обеспечивающую эффективное принятие управленческих решений в условиях как регулируемого, так и свободного рынка тепловой, электрической энергии и жилищно-коммунальных услуг. В условиях реформирования электроэнергетики и роста конкуренции на рынке предложенное решение реализует принципиально новый подход – от пассивной системы фиксации отношений с потребителями к активной политике взаимодействия с клиентами. Таким образом, АСУСЭ становится для заказчика инструментом достижения и поддержания конкурентных преимуществ на рынке энергетики и жилищно-коммунальных услуг посредством реализации политики ориентации на клиента, предоставления максимума услуг и снижения издержек на обслуживание.
АСУСЭ и РП создана ГК "Форус" на базе новейших достижений в области информационных технологий и нацелена на решение следующих задач:
- управление контактами (отношениями) с потребителями и поддержка их обслуживания;
- регистрация и учет договорных отношений с потребителями - юридическими и физическими лицами;
- расчет количества и стоимости предоставленной потребителям энергии и сопутствующих услуг;
- учет и паспортизация оборудования (приборов учета энергии);
- ведение финансовых расчетов с потребителями (юридическими и физическими лицами) за предоставленную энергию и сопутствующие услуги;
- ведение расчетов с потребителями-банкротами и потребителями-должниками;
- ведение расчетов с потребителями, финансирующимися из бюджетов различных уровней;
- учет и регистрация судебных исков, претензий и судебных решений по ним к потребителям компании;
- планирование, учет и контроль исполнения мер воздействия на потребителей компании за нарушение технических условий подключения и порядка финансовых расчетов;
- расчет небалансов отпуска и полезного отпуска и выявление точек коммерческих потерь электрической энергии от хищений и самовольных подключений;
- планирование объема полезного отпуска и продаж энергии и сопутствующих услуг;
- визуализация плановых и отчетных аналитических показателей посредством формирования управленческой, бухгалтерской и статистической отчетности;
- интеграция с унаследованными информационными системами: автоматизированной системой бухгалтерской отчетности компании, автоматизированной системой контроля и учета тепловой и электрической энергии в части показаний приборов;
- обеспечение взаимодействия компании и потребителей в сети Internet.
Проект внедрения АСУСЭ и РП включает разработку нескольких подсистем:
- финансовой подсистемы;
- подсистемы расчета количества потребленной электроэнергии юридическими лицами на основании договоров электроснабжения;
- подсистемы расчета количества потребленной тепловой энергии юридическими лицами на основании договоров теплоснабжения;
- учет расчетов с физическими лицами за потребленную тепловую и электрическую энергию.
Также предполагается проведение тренинга с персоналом заказчика и оказание консультационной поддержки на этапе тиражирования подсистем.
Объектом автоматизации выступают 9 отделений филиала "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго", обеспечивающие реализацию электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам. Всего по области планируется автоматизировать 350 рабочих мест. Логическая структура территориально-распределенной системы сбыта энергии и расчетов с потребителями представлена на схеме.
В качестве программной платформы для разработки системы выбрано "1С:Предприятие 8.0" - она поддерживает распределенную базу данных в виде самостоятельных баз данных отделений филиала, позволяет вести автономную работу в условиях отсутствия связи с центральной базой данных, имеет возможность дальнейшего развития и интеграции с другими автоматизированными системами, обеспечивает тиражируемость (возможность подключения филиалов и дочерних компаний), безопасность (исключение несанкционируемого доступа), надежность и устойчивость функционирования. Гибкость, настраиваемость, интеграционные возможности и отчуждаемость решения, разрабатываемого на базе "1С:Предприятие 8.0", создает различные возможности для применения самых разных сценариев развития системы: силами службы отдел информационных технологий заказчика, с привлечением внешних разработчиков или в комбинированном варианте. Это позволяет постепенно наращивать функциональность системы, развивать ее в направлении электронного документооборота, геоинформационных систем (ГИС), WEB-технологий для построения системы управления отношениями с потребителями энергии (CRM), взаимодействия с платежными системами.
При выборе исполнителя проекта внедрения АСУСЭ и РП фирма "Энергосбыт" опиралась на "Концепцию автоматизированной информационной системы поддержки обслуживания клиентов для компании "Энергосбыт", специально разработанную специалистами ГК "Форус" в 2002 году. На основе этой Концепции фирмой "Энергосбыт" в начале 2004 года был проведен тендер по выбору разработчика АСУСЭ и РП. Разработки "Форус" на платформе "1С:Предприятие" признаны наиболее соответствующими требованиям системы управления энергосбытовой деятельностью.
Срок реализации проекта – с марта 2004 по февраль 2005 года. В настоящее время проект находится на стадии отчуждения программной конфигурации (для финансовой подсистемы и подсистем учета расчетов потребленной электроэнергии и теплоэнергии) и стадии разработки рабочего макета программной конфигурации (для подсистемы учета расчетов с физическими лицами). Столь сжатые сроки реализации проекта во многом обусловлены тесным сотрудничеством специалистов ГК "Форус" со всеми службами "Энергосбыт" и непосредственным участием руководства заказчика - директора по развитию и ИТ ОАО "Иркутскэнерго" Панферова С.Г., директора фирмы "Энергосбыт" Николаева В.В., главного инженера фирмы "Энергосбыт" Клепикова С.А. и их коллег. Партнерские отношения сторон позволили более взвешенно проработать задачи по созданию прототипа системы и учесть интересы всех подразделений и групп пользователей.
Как отмечает Сергей Геннадьевич Панферов, "уже сейчас можно прогнозировать, что срок окупаемости системы составит от 2 до 4 лет. Разумеется, это приблизительная оценка, так как при внедрении новых программных продуктов подсчет экономического эффекта в явном виде затруднителен, а подчас и невозможен. Для нашего случая это очень хороший показатель окупаемости, - обычно на окупаемость проектов, которые мы рассматриваем как инвестиционные, закладывается срок до 4-5 лет. Я думаю, наибольший эффект от внедрения получат подразделения, занимающиеся непосредственно сбором денег, так как система дает возможность усилить контроль над объемом денежных поступлений, и, значит, оперативно реагировать в отношении неплательщиков. За счет этого повысится эффективность деятельности компании в целом, что в конечном итоге положительно скажется на всех наших потребителях".
Кроме описанных подсистем, планируется развивать АСУСЭ и РП в направлении внедрения модулей расчета отпуска газа и хлорированной воды, старт этих проектов намечен на первый квартал 2005 года.
ОАО "Иркутскэнерго" - региональная энергетическая компания, включающая 3 ГЭС и 12 ТЭЦ и обеспечивающая 8% энергетической мощности РФ. В рейтинге "Эксперт 200" от 31 августа 2001 года компания заняла 17 место в России по капитализации. В ОАО "Иркутскэнерго" работает более 22 000 сотрудников. Филиал "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" - энергосбытовое подразделение ОАО, обеспечивающее реализацию электрической и тепловой энергии юридическим и физическим лицам и представляющее собой территориально-распределенную систему управления из 9 отделений.
Группа компаний "Форус" - одна из ведущих в Сибирском регионе консалтинговых компаний, оказывающая полный цикл гарантированного внедрения корпоративных информационных систем, начиная с управленческого и финансового консалтинга и заканчивая построением уникальных информационных решений на базе продуктов "1С", Microsoft, Geac, IDS Sheer AG, "Эксперт Системс", "Инталев". При построении информационных решений используются современные методологии создания стоимости, процессного подхода, управления по ключевым показателям эффективности и другие. Профессионализм компании доказан доверием ее клиентов - ЗАО "Комплексные энергетические системы", ОАО Компания "РУСИА Петролеум", ОАО "Сибирьтелеком", ОАО "Востсибуголь", ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Гусиноозерская ГРЭС", ОАО "Саянскхимпласт", ОАО "Алданзолото", ЗАО "Байкалвестком", строительный холдинг "Востсибстрой" и др.
Контактная информация:
Телефоны в Новосибирске: (3832) 119223, 119165
Телефоны в Иркутске: (3952) 258311, 260810
Электронная почта: mailto:info@forus.ru
http://www.forusconsult.ru
Фирма "1С"
Москва, Селезневская ул., 21
тел. (095) 737-92-57, факс (095) 681-44-07
Отдел продвижения экономических программ: тел. 681-02-21
www.1c.ru, 1c@1c.ru