История о том, как мы адаптировали «1С:Управление торговлей» под потребности компании, которая занимается продажами автозапчастей и аксессуаров. Оптимизировали подбор запчастей, улучшили работу с каталогами, реализовали быстрый поиск по VIN/Frame/OEM с учетом года/кузова/двигателя, настроили обмены с профильными сайтами. В итоге компания не ускорила работу с клиентами, на треть сократила количество возвратов, увеличила продажи и получила новые возможности для развития бизнеса.
1. Что послужило толчком для автоматизации. Как выглядели процессы «до»
                 
                    
                    
                    
                
Постепенно компания росла, появлялись новые сотрудники, новые запчасти, новые каналы продаж. Первым из них стал сайт DROM.RU. Он хорошо известен многим людям: кто-то заходит почитать статьи о машинах, кто-то для выбора нового автомобиля, ну и конечно много посетителей ищут на нем запчасти и аксессуары для своих «Ласточек». Второй площадкой стала 2ГИС.
Но просто установка 1С не решала проблем. Ее необходимо было не просто настроить, но и адаптировать под автобизнес: тратилось много времени на подбор запчастей, споры с клиентами из-за несовместимости, из-за ручных объявлений на площадках часто получали — «ой, цена не совпала». В итоге мы решили навести порядок в тех местах, от которых зависит 90% операционной боли.
                 
                    
                    
                    
                
- Номенклатура не была связана полноценно с «Марка → Модель → Модификация» и, как следствие, — на верный подбор уходило много времени. Приходилось пользоваться различными каталогами, что влекло за собой длинный ручной подбор, ошибки соответствия. Новым сотрудником, пока они не наработали опыт, было очень сложно консультировать клиентов на лету.
 - Один артикул подходит к нескольким авто, но связи хранились в примечаниях;
 - Отсутствовал быстрый поиск по VIN/Frame/OEM с учетом года/кузова/двигателя, из-за этого требовалось много уточняющих диалогов с клиентом.
 - Фото лежали в папках/мессенджерах/почте, не были привязаны к карточке в 1С, так как главное в моменте для всех — просто продать. По итогу «потом зальем» превращалось в пустые карточки товаров.
 - Иногда в базу 1С грузили «тяжелые» изображения и из-за этого база росла как «на дрожжах».
 - Не было единого профиля изображений (размер/формат/водяной знак), и из-за этого возникл разнобой на витрине и маркетплейсах.
 - На DROM цены и остатки выгружались вручную, обновлялись нерегулярно что влекло за собой негативные отзывы, отмены, штрафы/пониженную видимость в каталоге и прочие потери.
 - Было много повторных контактов формата «Эта деталь подойдет?» из-за того, что в карточке не было подробной информации. Это влекло нагрузку на линию и мессенджеры.
 - Новичков долго «вводили в курс» по подбору запчастей, правила держались в головах старших продавцов.
 - Непрозрачный статус карточки (есть ли фото, валиден ли артикул и прочие нужные данные) осложняли контроль готовности номенклатурной карточки для витрины.
 
2. Как решили задачи на «1С:Предприятии». Реализация и уникальные особенности
Основные элементы решения:
- Совместимость «Марка → Модель → Модификация»
 - Добавили дополнительные структуры хранения информации про применяемость автозапчасти. Справочники. «Марка», «Модель», «Модификация» зависимые друг от друга (правила каскада): Нельзя выбрать модель невыбранной марки и модификацию невыбранной модели. Также храним иную информацию по запчасти в карточке товара.
 
- В форму списка добавили возможность отображения и перебора картинок товара, а также возможность быстрого добавления.
 
-  Фоновая публикация изображений на внешний хостинг:
	
- Загрузка в 1С происходит автоматически из папок на дисках: менеджеры с разных филиалов просто готовят фото и кладут в папки, регламенты «подбирают их и кладут внутрь 1С, связывая с товарами.
 - Регламенты производят выгрузку новых файлов на хостинг и прописывают внешние ссылки по каждой фото. Таким образом можно быстро отправлять клиенту ссылки или использовать в различных выгрузках графическую информацию про товары.
 
 
- Валидатор доступности проверяет корректность ссылок и при необходимости пере опубликовывает фото заново.
 - Регулярное обновление прайсов и карточек на DROM и 2ГИС без „вчерашних цен“.
 
- Происходят регулярные выгрузки „Полных“ прайсов с остатками/ценами/свойствами по товарам с актуальными ссылками на фото. За счет этого они не такие огромные, как если бы файлы выгружались совместно.
 - Регулярные инкрементальные выгрузки при изменении цены, остатков.
 
Что уникально в проекте:
- Модель совместимости уровня каталога, а не просто «поля в карточке». Отдельные сущности Марка/Модель/Модификация/Кузов/Двигатель/Годы. Часто для этого заносят разные поля, теги, у нас организован каталожный уровень, пригодный для масштабирования и повторного использования.
 - Фоновая работа с фотографиями. Автозагрузка в 1С с привязкой к товарам, автовыгрузка на хостинг и хранение в 1С внешних ссылок клиентам + механизм контроля ссылок и исправления. Таким образом ушли от рассинхрона картинок между разными каналами продаж.
 - Выгрузки на DROM по разным сценариям.
 - Выгрузка на 2ГИС.
 - Снижение онбординга продавцов за счет «встроенной экспертизы».
 - Автоматизация позволила тиражироваться и открывать новые точки продаж.
 
3. Что изменилось «после». Польза для бизнеса с измеримыми результатами
Ключевые эффекты:
- Подбор запчастей ускорился за счет каскадных фильтров «марка→модель→модификация» и кроссов OEM.
 - Возвраты по причине «не подошло» сократились, так как система показывает только релевантные позиции.
 - 95%+ карточек с фото и заполненными свойствами дают более быстрый старт продаж на разных площадках.
 - Новых продавцов удается выводить «в боевой режим» быстрее.
 
Измеримые результаты:
| 
			 Показатель  | 
		
			 До  | 
		
			 После  | 
	
| 
			 Время сложного подбора (мин/позиция)  | 
		
			 3–4  | 
		
			 1–2  | 
	
| 
			 Возвраты «не подошло» (%)  | 
		
			 базовый 100  | 
		
			 30–45%  | 
	
| 
			 Карточки с фото (%)  | 
		
			 60–70  | 
		
			 95+  | 
	
| 
			 Актуальность объявлений DROM(%)  | 
		
			 нестаб.  | 
		
			 98–99.5  | 
	
| 
			 Отмены по причине несоответствия «цена/наличие» (шт/мес)  | 
		
			 30  | 
		
			 3  | 
	
| 
			 Конверсия обращения DROM в заказ (%)  | 
		
			 база  | 
		
			 +30…+38  | 
	
| 
			 Ошибки экспорта DROM (%)  | 
		
			 2–3  | 
		
			 ≤0.5  | 
	
| 
			 Дедупликация медиа (ГБ/мес)  | 
		
			 база  | 
		
			 −20…−35  | 
	
| 
			 Время ввода продавца в должность (смен)  | 
		
			 15–25  | 
		
			 7–9  | 
	
| 
			 Конфликты совместимости (шт/кв)  | 
		
			 база  | 
		
			 −70…−90%  | 
	
| 
			 Доля позиций с привязкой к маркам/моделям/модификациям  | 
		
			 0  | 
		
			 ≥80% релевантных  | 
	
Комментарии бизнес-заказчика:
«Старшие больше не бегают за новичками. Фильтры „марка-модель-модификация“ сами отсекают мусор, ведь продавец не гадалка, а консультант. Очередь двигается, люди не уходят к конкурентам».
«Возвраты по несовместимости — заметная доля коста. Срез уже через месяц показал минус треть таких случаев. Экономия на логистике + прирост валовой прибыли с DROMа — это и есть умный подход к развитию компании.»
«Убрали хаос — выросла маржа. Когда цена и наличие на площадке честные, а совместимость точная, спорить не с чем. Конверсия с DROM прибавилась еще и тем, что скидками уже не затыкаем ошибки».
Проект выполнила компания ALIIT.