1С:Предприятие 8
Система программ
09.07.2009

Версия 1.3.1

Новое в редакции

Изложены изменения относительно продукта "1С:Консолидация ПРОФ" версии 1.2.6

Новая подсистема "Централизованное казначейство"

Подсистема "Централизованное казначейство" 1С Консолидация 8 ориентирована на поддержку задач централизованного контроля за платежами в масштабе холдинга. Подсистема "Централизованное казначейство" 1С Консолидация 8 позволяет повысить эффективность управления денежными средствами группы компаний за счет:

  • централизованного контроля за платежами организационных единиц;
  • оперативной инвентаризации расчетных счетов и состояния взаиморасчетов;
  • компенсации кассовых разрывов и сокращения уровня неиспользуемых денежных средств на расчетных счетах с помощью внутригрупповых перемещений денежных средств;
  • повышения исполнимости бюджета движения денежных средств;
  • ускорения процедур согласования платежей.

Подсистема "Централизованное казначейство" 1С Консолидация предназначена для:

  • консолидации планируемых и фактических платежных потоков организационных единиц группы компаний;
  • планирования движений ДС;
  • лимитирования потоков и остатков ДС;
  • управления планируемыми денежными потоками и платежной позицией группы компаний.

В целом базовый функционал соответствует подсистеме управления денежными средствами 1С:УПП, который значительно расширен интеграционными возможностями и дополнен "холдинговой" спецификой.

Подсистема "Централизованное казначейство" 1С Консолидация 8 автоматизирует описанные ниже функции.

Подготовка планов движения денежных средств организационных единиц и группы компаний.

Поддерживается два варианта планирования движения денежных средств- с помощью документа "План движения денежных средств" и с помощью видов отчетов специального вида. Вариант планирования определяется соответствующей константой раздела "Казначейство".

В первом случае функционал аналогичен другим типовым решениям, но дополнен возможностью указания лимитов с детализацией до статьи ДДС, договора контрагента. В ходе подготовки ПДДС фиксируются планируемые движения ДС по статьям и контрагентам. План ДДС может быть загружен из УПП организационных единиц либо введен вручную.

Во втором случае в виде отчета необходимо определить используемые аналитики подсистемы "Централизованное казначейство" движений и остатков денежных средств, а также взаиморасчетов, а в группах аналитик показателей и строк- использование соответствующих аналитик. После чего сформировать структуру необходимых видов отчетов, используемых для планирования и контроля движений и остатков денежных средств, а также взаиморасчетов. Для сбора факта необходимо настроить нужным образом заполнение экземпляров отчетов по данным регистров подсистемы "Централизованное казначейство" (вид операнда "Регистр накопления этой ИБ").

Для упрощения оперативного анализа исполнения ПДДС экземпляры отчетов, использующих аналитики казначейской подсистемы могут выполнять движения по оперативным регистрам этой подсистемы ("Контролируемые значения по планам" и "План движения денежных средств"). Экземпляры отчетов, относящиеся к консолидирующим организационным единицам, не осуществляют движений по оперативным регистрам во избежание задваивания данных. Список видов отчетов, экземпляры которых совершают движения по оперативным регистрам, указывается в разделе "Казначейство" констант.

Аналитические отчеты подсистемы поддерживают оба варианта планирования.

Второй вариант планирования ДДС позволяет использовать все возможности конфигурации, доступные для экземпляров отчетов.

Нормативно-справочная информация.

Ключевыми справочниками подсистемы "Централизованное казначейство" являются: "Контрагенты", "Договора контрагентов",  "Банки", "Расчетные счета",  "Расписания платежей по договорам", "Внутригрупповые договоры взаиморасчетов".

Основные настройки подсистемы сосредоточены на закладке "Казначейство" формы "Константы". Настройки, специфичные для отдельных организационных единиц расположены  на закладке "Казначейство" справочника "Организационные единицы".

Если в подсистеме "Централизованное казначейство" используется настройка порядка согласования заявок на платеж через роли пользователей, то предварительно необходимо указать пользователей, выполняющих соответствующие роли на закладке "Ответственные" справочника "Организационные единицы".

Собственные контрагенты указываются с помощью реквизита "Организационная единица" справочника "Контрагенты". Справочник "Внутригрупповые договоры взаиморасчетов" предназначен для хранения информации о взаимном соответствии договоров взаиморасчетов внутригрупповых контрагентов. Данные этого справочника используются при формировании внутригрупповых перемещений денежных средств и распределении остатка денежных средств по расчетным счетам компаний группы в платежном календаре.

Управление лимитами.

Лимиты могут быть установлены для:

  • выплат по комбинации статья ДДС/контрагент/договор (определяется в документе "План лимитов движения денежных средств" или "Установка лимитов движения денежных средств" для варианта планирования с помощью видов отчетов);
  • уровня задолженности контрагента по договору (определяется в справочнике "Договора");
  • остатка ДС на расчетном счете (определяется в справочнике "Расчетные счета").

Лимит по дебиторской задолженности контрагента определяется в справочнике "Договора контрагентов", лимиты (снизу) остатков денежных средств указываются в справочнике "Расчетные счета".

В случае использования для планирования ДДС документа "План движения денежных средств", установка лимитов и допустимых превышений производится в документе "План движения денежных средств".

В случае использования для планирования экземпляров отчетов установка лимитов расходования денежных средств производится при записи утвержденного экземпляра отчета. Перечень статей ДДС, подлежащих лимитированию, а также допустимые превышения лимитов устанавливаются на закладке "Казначейство" справочника "Организационные единицы". При записи экземпляра отчета в состоянии "Утвержден" лимиты актуализируются в регистре "Контролируемые значения по планам". Сценарий экземпляров отчетов, который используется при лимитировании, устанавливается в разделе "Казначейство" констант.

Установленные лимиты учитываются при проведении заявок на расходование денежных средств.

Планируемые поступления и заявки на расходование денежных средств

Скользящее оперативное планирование ДДС осуществляется посредством обработки планируемых поступлений (документ "Планирование поступлений денежных средств") и казначейских заявок (документ "Заявка на расходование денежных средств"). Указанные документы могут вводиться непосредственно в систему, загружаться из учетных решений либо формироваться по графикам платежей договоров с контрагентами с помощью обработки "Платежи по расписаниям".

В системе имеется специальный вид казначейских заявок для регистрации планируемых внутригрупповых выплат, которые в платежном календаре представляются также как  симметричные планируемые поступления для внутригруппового контрагента-получателя платежа. Дата зачисления внутригруппового платежа рассчитывается с учетом рабочего календаря и срока исполнения платежа конкретного банка.

Обработка и согласование заявок на расходование денежных средств

Заявка может редактироваться инициатором заявки до отправки ее на согласование, а также согласующими текущего этапа согласования и пользователями с ролью "Суперпользователь". У заявки, находящейся на согласовании, могут изменяться только сумма и статьи ДДС. При уменьшении суммы заявки или изменении статьи ДДС пользователю предлагается сформировать дополнительную заявку на разницу между исходной и конечной суммами. Эта функция удобна в случае, если планируется оплата заявки частями.

Система обеспечивает согласование казначейских заявок по предварительно настроенным правилам и маршрутам согласования. Поддерживаются следующие варианты определения согласующих пользователей в точках маршрута:

  • прямое указание конкретных пользователей (списка пользователей);
  • косвенное указание пользователей через комбинацию: организационная единица/роль пользователя;
  • косвенное указание пользователей через комбинацию: уровень организационной единицы организационной структуре/ роль пользователя.

Кроме того, поддерживаются:

  • условный переход к следующим точкам маршрута согласования в зависимости от значений реквизитов заявки (например, сумма, превышение лимита, организационная единица);
  • автоматический переход к следующей точке согласования по истечении предельной продолжительности согласования на текущей точке маршрута.

Система обеспечивает уведомление участников согласования о поступлении заявок на визирование и истечении предельной продолжительности согласования.

Настройка маршрутов согласования производится в одноименном справочнике. Предусмотрен интерактивный конструктор, позволяющий наглядно конструировать сложные маршруты согласования и формировать линейные последовательности этапов согласования "в один клик". Для проверки маршрутов согласования, имеющих условные переходы между этапами предусмотрена специальная панель проверки маршрута в зависимости от значений параметров, используемых в условных переходах.

Казначейские заявки содержат информацию об уровне использования лимитов. В зависимости от настроек (раздел "Казначейство" формы Константы), в случае их превышения заявка отклоняется либо направляется пользователю, уполномоченному на согласование заявок сверх лимита.

Состояние казначейской заявки отражает ее текущую позицию в бизнес-процессе платежа:

  • "На утверждении"- проведена, передана инициатором на утверждение;
  • "Утверждена"- прошла маршрут согласования, утверждена к оплате;
  • "Отклонена"- прошла маршрут согласования, отклонена и не подлежит оплате;
  • "На оплате"- по заявке сформированы и выгружены платежные поручения;
  • "Оплачена"- заявка оплачена (сопоставлена с информацией об исполненных платежах);
  • "Отложена"- заявка утверждена, но момент оплаты не определен.

Инициатор платежа уведомляется об изменении состояния заявки по электронной почте.

Управление текущей и краткосрочной платежной позицией

Консолидированный платежный календарь (обработка "Платежный календарь") обеспечивает управление текущей и краткосрочной платежными позициями, наглядную визуализацию информации о текущем и планируемом состоянии расчетных счетов организационных единиц группы компаний.

Платежный календарь позволяет удобно размещать казначейские заявки с учетом их приоритетов,  наглядно отображать возможные кассовые разрывы с учетом допустимых лимитов и овердрафтов.

Оптимизация распределения денежных средств группы компаний

Благодаря возможности интерактивного размещения заявок можно провести "Что если?" анализ платежной позиции. Он позволяет оценить влияние даты и расчетного счета платежа на платежную позицию организационной единицы и (при необходимости) спланировать необходимые переброски денежных средств между расчетными счетами одной или нескольких компаний либо перенос срока платежа.

Используя пункт контекстного меню платежного календаря "Внутреннее перемещение" можно распределить свободные денежные средства с расчетного счета по другим расчетным счетам внутригрупповых контрагентов.

Напротив, кассовый разрыв по расчетному счету можно компенсировать перемещениями с других расчетных счетов внутригрупповых контрагентов.

Для наилучшей оценки источников перемещений денежных средств во вспомогательной форме отображается информация о состоянии взаиморасчетов между внутригрупповыми контрагентами и текущих остатках денежных средств на расчетных счетах компаний группы.

Реестры исходящих платежных поручений

После утверждения заявок и определения даты и расчетного счета списания денежных средств обеспечивается пакетное формирование платежных поручений и формирование реестров "Заявки на расходование денежных средств к оплате" и "Платежные поручения" (справочник "Реестры платежных документов").

После формирования платежных поручений заявкам устанавливается состояние "На оплате". Сформированные платежные поручения и информация об обновлении заявок на расходование денежных средств выгружаются во внешние информационные базы.

Интеграция с системами управления и учета

Из учетных решений обеспечивается загрузка нормативно-справочной информации (договора, контрагенты и т.п.), информации о фактических платежах и остатках на расчетных счетах, для типовых решений, имеющих подсистему управления денежными средствами - заявок на расходование денежных средств и планируемых поступлений, включая присоединенные файлы.

Фактические движения ДДС (регистр "Движения денежных средств") загружаются с ежедневной детализацией до статьи ДДС, договора контрагента, направления движения, вида денежных средств, расчетного счета / кассы. Собственно платежные и расчетные документы из учетных решений не импортируются.

Из учетных решений загружается информация об условиях договоров, взаиморасчетах с контрагентами, что позволяет анализировать состояние взаиморасчетов в ходе согласования заявок в управляющей компании. Информация о взаиморасчетах (регистр "Взаиморасчеты с контрагентами") загружается с детализацией до договора контрагента. Предусмотрена загрузка начальных остатков. При импорте фактических платежей в платежном поручении, сформированном в 1С Консолидация выставляется признак и дата оплаты, заявка получает с статус "Оплачено".

В учетные решения обеспечивается выгрузка платежных поручений, а также обновление статусов заявок. Интеграция с системами "Клиент-банк" не предусмотрена, предполагается, что для этих целей будут использоваться учетные решения.

Поддерживаются следующие режимы обмена данными:

  • онлайн-обмен данными с локальными внешними информационными базами через COM и OLE используется для информационных баз платформ 7.7 и 8, доступных по локальной сети, поддерживается расшифровка данных о платежах и взаиморасчетах до документов учетных решений;
  • онлайн-обмен данными с удаленными внешними информационными базами через WEB –сервисы  используется для информационных баз на платформе 8.1, доступных через Интернет, поддерживается расшифровка данных о платежах и взаиморасчетах до документов учетных решений (в поставку включен WEB-сервис для встраивания в учетные решения);
  • обмен данными с помощью ХML предназначен для оффлайнового обмена с решениями на платформе 8 (в поставку включена обработка для встраивания в учетные решения);
  • загрузка казначейских заявок в формате MS Excel применяется в случае невозможности использования описанных выше способов.

Текущий релиз включает типовые настройки для обмена данными казначейства с конфигурациями "Управление производственным предприятием" и "Комплексная автоматизация".

Обмен данными казначейства фиксируется в справочнике "Сеансы обмена казначейскими документами". Настройка правил загрузки производится в регистре "Настройки обмена данными казначейства" и разделе констант "Казначейство". Предусмотрена возможность обмена данными с учетными решениями по регламентному заданию.

Оптимизация настройки шаблонов процессов и организационной структуры обработки отчетности

Новый справочник "Регламенты подготовки отчетности" предназначен для разделения различных процессов обработки отчетности (например, бюджетирование и консолидация МСФО) и хранит информацию о наборе справочной информации, используемой для обработки отчетности (шаблон процесса, организационную структуру, матрицу полномочий, настройки правил обработки отчетности по умолчанию). В документе "Управление отчетным периодом" для настройки процесса достаточно выбрать нужный регламент обработки отчетности. Новая реализация позволила исключить необходимость выверки соответствия настроек RLS и матрицы полномочий, а также организационной структуры и шаблона процесса обработки отчетности, упростить настройку реквизитов отчетов по умолчанию и сконцентрировать шаблонные подготовительные операции для открытия отчетного периода в одном инструменте.

Для поддержки указания согласующих пользователей через уровень организационной единицы в организационной структуре в диаграмме по организационной структуре реализован вывод уровней организационной структуры.

Расширение механизмов согласования экземпляров отчетов

По аналогии с маршрутизацией заявок на расходование денежных средств для экземпляров отчетов реализованы:

  • условная маршрутизация экземпляров отчетов в зависимости от значения ключевых реквизитов и параметрических условий;
  • различные варианты косвенного определения согласующих в матрице полномочий и этапах маршрута согласования;
  • настройка шаблонов писем-оповещений участникам процесса (закладка "Рассылка оповещений" формы "Настройка констант").

Прямое соединение с удаленными внешними информационными базами

Реализована прямая загрузка данных из удаленных (находящихся вне локальной сети) внешних информационных баз на платформе 8 с помощью WEB- сервисов. Для этого способа интеграции по аналогии с прямым соединением с локальными внешними ИБ (через ОLE и COM соединение) поддерживается расшифровка до документа учетного решения. Для использования этого механизма интеграции необходимо встроить WEB- сервис, включенный в поставку конфигурации во внешнюю информационную базу и опубликовать его на WEB-сервере.

Расширение функций обработки отчетности

Настройка соответствий нормативно-справочной информации 1С Консолидация 8 и внешних ИБ централизована и перенесена в справочник "Типы внешних информационных баз". Настоятельно рекомендуется использовать режим сопоставления "Использовать для синхронизации только установленные соответствия". В противном случае хотя в операндах и появляется возможность использовать альтернативные соответствия аналитик, но существенно возрастает риск задваивания элементов справочников при загрузке данных. Режим устанавливается с помощью соответствующего флага в форме элемента справочника "Типы внешних информационных баз".

Реализована возможность получения данных для расчета показателей отчетности по внутреннему регистру накопления (операнд вида "Регистр накопления текущей ИБ"). Для всех типов операндов (кроме операндов внешних ИБ платформы 7.7) реализованы отборы "Не в списке", "Не равно", по аналитике на уровне экземпляра отчета. В операндах, использующих внешние ИБ, обслуживаются измерения и реквизиты с типом "Документ", а также имеющих составной тип используемых метаданных.

В форме списка документов "Экземпляры отчетов" реализованы:

  • сохранение именованных отборов списка;
  • простые отборы периодов отчетности (текущий, предыдущий, следующий) указанной  периодичности (например, "Следующий квартал");
  • отборы экземпляров отчетов "К исполнению" и "К согласованию" текущим пользователем, исходя из данных подсистемы "Управление процессом".

Реализована обработка "Панель пользователя", которая содержит разделы:

  • "Мои задачи" (текущие задачи по исполнению и согласованию экземпляров отчетов и заявок на расходование денежных средств);
  • "История" (объекты, которые просматривал или редактировал пользователь);
  • "Избранное" (личные настройки списков основных объектов для текущего пользователя).

Развитие Веб-интерфейса

Реализовано Веб-представление аналитических отчетов табличного вида, аналогичных стандартному интерфейсу. Над панелью пользователя расположена командная панель, позволяющая сохранить выбранные настройки. Набор настроек, доступных в панели пользователя аналитического отчета настраивается в конфигурации.

Поддерживается расшифровка аналитического отчета другим аналитическим отчетом или экземпляром отчета. После формирования отчета значения показателей отчета отображаются в виде гиперссылок, при нажатии на которые открывается выпадающее меню расшифровки. Если для данного аналитического отчета задана расшифровка другими аналитическими отчетами, то список этих отчетов присутствует в меню. Кроме того, в меню всегда присутствует пункт "Открыть экземпляр отчета", позволяющий расшифровать значение показателя до экземпляра типового отчета. Если значение показателя складывается из значений, взятых из нескольких экземпляров отчетов, то отображается список всех этих экземпляров отчетов, позволяющий выбрать нужный экземпляр. При открытии экземпляра отчета как расшифровки аналитического отчета, ячейка показателя расшифровки выделяется красной рамкой.

Ограничением аналитических отчетов Веб-клиента является невозможность формирования диаграмм и графиков.

В Веб-клиенте реализована функциональность по обработке заявок на расходование денежных средств:

  • просмотр, ввод и редактирование;
  • проверка на непревышение лимитов;
  • отправка заявки на согласование.

Описанные новые возможности Веб-интерефейса существенно расширяют возможности территориально-распределенной обработки информации.

Анализ истории изменения данных

Встроен типовой механизм версионирования объектов, который позволяет анализировать историю изменения реквизитов заданных при настройке объектов метаданных. Настройка производится на закладке "Версионирование" формы констант. Историю изменения объектов можно проанализировать с помощью одноименного отчета.

Исправлены выявленные ошибки