1С:Предприятие 8
Система программ

От автоматизации собственных задач к созданию тиражного решения для управления финансами

1371

Программа: «КИТ. Финансы предприятия»

О компании

Компания КИТ была зарегистрирована в 2014 году с целью заниматься автоматизацией предприятий на базе «1С:Предприятие».

Мы занимаемся доработкой и сопровождением типовых и нетиповых конфигураций, эта услуга востребована у компаний, которые активно развивают бизнес, независимо от размера. В таких компаниях всегда остро стоит вопрос с хранением и обработкой дополнительной информации, интеграцией между различными сервисами, в том числе не на платформе «1С:Предприятие», с правами и разграничениями прав, а также со взаимодействием между сотрудниками.

Наша компания состоит из троих штатных сотрудников, в некоторые периоды численность поднималась до 5 сотрудников. Для роста численности мы начали внутренний проект по обработке и систематизации своих данных, бизнес-процессов, документации, чем в последнее время и занимаемся. Количество активных клиентов — 21, делим мы их по трём категориям — «Работаем ежедневно», «Работаем ежемесячно» и «Работаем по заказам», из них пятеро имеют сложную управленческую и юридическую структуру, филиалы. Есть клиенты, которые занимаются производством — судостроение, производство продуктов питания.

Задачи

С самого начала открытия компания столкнулась с проблемой нехватки оборотных средств, в дальнейшем — с проблемой контроля и распределения денежных средств, а также с определением возможности использования полученных денежных средств. Периодически денежные средства извлекались на нужды компании из авансов за будущие проекты — аренда, заработная плата, налоги.

Главной головной болью были налоги, что не удивительно, так как управленческого опыта было немного. Мы их платили тогда, когда наступал срок оплаты, и для этого нужно было извлечь из оборотных средств значительную сумму денег. Долго так продолжаться не могло, вопрос финансов — особенно важный. Не зря деньги называют кровеносной системой бизнеса, абсолютно любой аспект бизнеса можно выразить через финансы.

Первые подходы к автоматизации

Было несколько подходов к автоматизации финансового учета, начали с самого простого — доработали учётную систему на базе БП 3.0, и пользовались этим решением примерно год.

От автоматизации собственных задач к созданию тиражного решения для управления финансами

От автоматизации собственных задач к созданию тиражного решения для управления финансами

Скажем честно — лучше не стало. Подход к финансам не изменился, мы всего лишь его оцифровали. Но эта частичная автоматизация позволила взглянуть глубже на суть учета финансов.

Следующим шагом написали для себя таблицы Excel, в которых стали вести список доходов и расходов, плановые даты оплаты, различные пометки.

От автоматизации собственных задач к созданию тиражного решения для управления финансами

Лёгкость изменения таблиц Excel полностью нивелировалась неудобством работы — дублированием информации в учетной системе, постоянным добавлением/удалением строк, проверкой формул, ручным выделением важных ячеек, копированием информации с одной страницы на другую, и тому подобными мелкими работами, на которые затрачивалось время.

Однако же, эта система помогла безболезненно проработать год, увеличить оборот, уменьшить дебиторку и кредиторку практически до нуля, выработать работающие бизнес-процессы.

Неудобство работы в Excel всё же дало о себе знать, таблицы мы забросили, решив, что процессы у нас уже работают и незачем тратить время. Последствия не заставили себя ждать: через несколько месяцев начались перебои с денежными средствами. Хотя денежные средства и поступали в компанию исправно — тратили мы их непрозрачно, и скорее всего даже нерационально. Требовался капитальный подход к решению этой задачи. Кроме того, мы обнаружили, что с такими проблемами сталкиваются абсолютно все, независимо от размера компаний и наличия управленческого опыта, и чем больше компания — тем больше масштаб. Значит мы можем не только помочь самим себе, но и привнести что-то новое на рынок автоматизации.

Создание собственной программы

Очень своевременно один из клиентов начал автоматизировать у себя финансовый учёт — этот проект улучшил понимание, о чём болит голова у руководителя большого предприятия (спойлер — о том же самом, что и у нас, но плюсом — проверки, контроль, инвестиции, бюджетирование, планирование, согласования).

Во время исполнения проекта познакомились с системой распределения денежных средств по фондам, прочитали много классической литературы по учету финансов, прочитали книгу А.Высоцкого — вот тут-то картинка и сложилась. Какое-то время мы ещё думали над техническими деталями и выбрали разработку самостоятельной конфигурации на базе библиотеки подсистем от 1С — БСП.

От автоматизации собственных задач к созданию тиражного решения для управления финансами

Начался проект в 2019 году, длился два года. За это время некоторые механизмы были переписаны с нуля (работfешь, работаешь — и вдруг понимаешь, что надо переделать). Некоторые решения приходили и уходили, большая часть испытание временем и подходом выдержала, но самое главное — проблема с финансами была решена полностью.

Результаты проекта

Что мы имеем сейчас — отсутствие кредиторской задолженности, дебиторская задолженность только невозвратная (пандемия коронавируса не для всех клиентов прошла бесследно, и мы приняли решение вложиться в бизнес клиентов своими услугами: когда-то они нам платили, и тем поддерживали, теперь наша очередь, не жалеем), уплата налогов наперёд — постоянно поддерживается переплата.

В середине 2021 года мы решили, что пора: стали готовить конфигурацию к сертификации «1С:Совместимо» и публикации в списке отраслевых конфигураций.

Общие затраты на разработку и внедрение конфигурации составили 3 000 часов, что при пересчёте на стоимость часа 1200 рублей составляет 3 600 000 рублей.

От автоматизации собственных задач к созданию тиражного решения для управления финансами

Работы по проекту выполнены компанией «КИТ».

Автор:

Роман Осадченко