1С:Предприятие 8
Система программ

Регламентированный учет

Регламентированный учет в информационной системе — это учет, правила ведения которого определены законодательно и закреплены в учетной политике предприятия. Применительно к Российской Федерации регламентированный учет включает в себя бухгалтерский и налоговый учет организации. Основная цель ведения регламентированного учета на предприятии — формирование регламентированной отчетности.

Для целей регламентированного учета предприятие описывается как организационная структура, основными объектами которой выступают организации (юридические лица) и подразделения (службы, отделы, цеха и т. д.).

Регламентированный учет

Список Организации предназначен для указания организаций, входящих в состав предприятия, и хранения постоянных сведений о них. Организация может быть юридическим лицом, обособленным подразделением или индивидуальным предпринимателем.  Для каждой организации заполняется необходимая информация в соответствии с ее учредительными документами и регистрируется действующая учетная политика, определяющая параметры налогообложения и оценки стоимости. В списке Организации также присутствует предопределенная организация — Управленческая организация, которая используется для раздельного отражения операций по регламентированному и управленческому учету.

В программе поддерживаются следующие системы налогообложения:
  • общая система налогообложения — ОСНО (не поддерживается учет предпринимателей, осуществляющих свою деятельность по индивидуальной схеме (ИП);
  • упрощенная система налогообложения — УСН.

В учетной политике организации определяется является ли она плательщиком единого налога на вмененный доход — ЕНВД.

Место регламентированного учета в ERP-системе

«1С:ERP» — информационная система, обеспечивающая учетные процессы всех аспектов деятельности предприятия. Регламентированный учет в «1С:ERP «является одним из блоков в системе управления предприятием. Нецелесообразно рассматривать «1С:ERP» только как систему ведения регламентированного учета.

Предполагается, что кроме сотрудников бухгалтерской службы в информационной системе работает большое количество пользователей, которые занимаются вводом данных, но в силу своих профессиональных обязанностей не имеют представления о том, как эти данные будут отражены в регламентированном учете.

Сотрудники бухгалтерской службы на крупных предприятиях, как правило, имеют достаточно узкую специализацию, отвечают за определенные учетные задачи. Основной функцией сотрудников бухгалтерской службы в информационной системе должна быть проверка введенных данных, а не непосредственное их занесение.

Задачей же главного бухгалтера становится не непосредственное ведение учета, а организация первичного документооборота таким образом, чтобы он был источником полных и достоверных данных для регламентированного учета организации. Соответственно, и основным требованием к информационной системе является поддержка администрирования учета, наличие инструментов для проверки полноты отражения хозяйственных операций.

Ведение регламентированного учета в «1С:ERP» базируется на выстраивании системы первичного документооборота. Если в «1С:ERP» организован непрерывный первичный документооборот, если все документы вводятся по мере их появления с указанием необходимых аналитических признаков, тогда сотрудники бухгалтерской службы имеют возможность выполнять оперативный контроль операций и к моменту формирования отчетности подойти с проверенными учетными данными. При этом документы, используемые для фиксации хозяйственных операций, — это первичные документы, состав которых утверждается учетной политикой организации.

Настройки учета и отражения документов

Рабочий план счетов является общим для всех организаций, учет по которым ведется в одной информационной базе. Для отражения хозяйственных операций используются следующие варианты настройки счетов учета в проводках:
  • настройка счетов для применения по умолчанию;
  • непосредственное указание счетов в документах, использующих адресацию на статьи активов/пассивов;
  • индивидуальное задание счета учета для отдельной хозяйственной операции.
Счета учета, применяемые по умолчанию, можно задать:
  • для групп финансового учета номенклатуры;
  • групп финансового учета расчетов;
  • групп финансового учета внеоборотных активов;
  • статей расходов;
  • статей доходов;
  • видов резервов предстоящих расходов;
  • видов подарочных сертификатов;
  • категорий эксплуатации;
  • касс и банковских счетов (пример показан на рисунке).
Счета учета

Указанные счета учета применяются по умолчанию при отражении документов в бухгалтерском учете в случае, если не определены индивидуальные значения в рамках конкретной организации в общих настройках отражения документов в регламентированном учете.

Настройка счетов для отражения документов в регламентированным учете в общем случае производится для групп однотипных операций с учетом аналитик и мест учета без привязки к конкретным документам.

Информация о настройках счетов для отражения хозяйственных операций в регламентированном учете отображается в рабочем месте Настройка отражения документов в регламентированном учете. Счета учета производственных затрат настраиваются непосредственно в указанном рабочем месте в разрезе подразделений.

Настройка отражения документов в регламентированном учете
Для некоторых операций можно задать счета учета в самом документе
Данные, требующие отражения в регламентированном учете, формируются в информационной базе:
  • документами оперативного учета;
  • бухгалтерскими (неоперативными) операциями;
  • регламентными документами закрытия отчетного периода.
Настройки учета и отражения документов

Формирование и контроль проводок по документам

Документы оперативного учета, использующиеся для отражения в информационной базе хозяйственных операций, разработаны в соответствии с требованиями регламентированного учета по формированию необходимых аналитических разрезов. Настройка счетов учета  может быть выполнена как до, так и после возникновения в информационной базе каждого вида хозяйственных операций, требующих отражения в бухгалтерском и налоговом учете.

В рабочем месте Отражение документов в регламентированном учете выполняется мониторинг состояния отражения документов в бухгалтерском учете.

Отражение документов в регламентированном учете

Для контроля состава проводок и их содержания (без стоимостной оценки) в контексте документов оперативного учета предусмотрена возможность сформировать проводки вручную непосредственно в момент создания документа в информационной базе. Проводки формируются в привязке к первичным документам, что обеспечивает возможность детальной сверки данных бухгалтерских проводок и первичных документов.

Корректировка сформированных по документам проводок может быть выполнена двумя способами:
  • изменения отражаются непосредственно в проводках документа, при этом обоснование выполненной корректировки указывается в комментарии;
  • созданием корректирующего документа — на основании исходного документа создается документ Операция (регл. учет), и корректировка отражается в виде сторнирующих и устанавливающих записей по регистрам бухгалтерского учета.

При повторном проведении документа проводки, введенные вручную, теряют свою актуальность. Для контроля актуальности отражения документов с ручной корректировкой проводок в рамках рабочего места Отражение документов в регламентированном учете сформирована группа гиперссылок Ручное изменение проводок документов, позволяющая работать со списками документов, имеющих разный статус отражения в бухгалтерском и налоговом учете.

Поддержан сценарий ведения регламентированного учета, при котором документы оперативного учета отражаются в бухгалтерском и налоговом учете с обязательной их проверкой сотрудниками бухгалтерской службы. Предусмотрено два варианта доступности изменений проверенных документов (определяются настройками системы):
  • с запретом редактирования — проверенные документы недоступны для изменений основному составу пользователей. Проверенный документ открывается для них только в режиме просмотра;
  • только уведомительная, без запрета редактирования — проверенные документы доступны для изменения обычным пользователям, после корректировки ранее проверенный документ будет требовать повторной проверки.
Отметку о проверке документов можно установить двумя способами:
  • непосредственно в форме документа;
  • в рамках рабочего места Отражение документов в регламентированном учете.
Отражение документов в регламентированном учете происходит в два шага:
  • указание аналитики отражения при формировании проводки — определяется правилами отражения документов в регламентированном учете;
  • расчет стоимостной оценки хозяйственной операции — как результат расчета себестоимости в параметрах выбранной для организации учетной политики.
Проводки регламентированного учета

Получение корректных проводок по всем операциям оперативного учета возможно только в случае формирования проводок в рамках процедуры Закрытия месяца.

Для выявления и анализа расхождений между оперативным и бухгалтерским учетом предназначен отчет Сверка данных оперативного и регламентированного учета:

Сверка данных оперативного и регламентированного учета
Отчет позволяет контролировать следующие разделы учета:
  • денежные средства;
  • себестоимость товаров;
  • расчеты с поставщиками;
  • расчеты с клиентами;
  • расчеты по кредитам и займам;
  • расчеты по лизингу;
  • прочие расчеты с контрагентами;
  • расходы.

Контролируемые сделки

С 2012 года действует глава V.1 НК РФ, которая посвящена налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами (и лицами, приравненными к взаимозависимым) на предмет соответствия цен по ним рыночным. Регламент подготовки уведомления предполагает исполнение четырех этапов, представленных на схеме.

Контролируемые сделки

Подготовка уведомления о контролируемых сделках выполняется в специальном рабочем месте Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках за выбранный отчетный год в рамках конкретной организации.

На этапе подготовки данных работа строится путем постепенного указания необходимой информации. Подготовленное уведомление о контролируемых сделках выгружается файл (ы) в формате XML, который соответствует утвержденному ФНС формату.

При выгрузке нужно указать каталог размещения сформированного файла (ов). После передачи уведомления в ФНС внести изменения в предоставленные материалы можно путем создания корректировки уведомления.

Учет основных средств и объектов строительства

Контроль состояния и использования внеоборотных активов является важной задачей аналитической работы. Внеоборотные активы — это материальное воплощение применения на предприятии достижений научно-технического прогресса, резерв повышения эффективности производства.

Учет основных средств является исключительной задачей бухгалтерского и налогового учета, поскольку его правила целиком определяются законодательными нормами.

Все инвентарные единицы, по которым целесообразно вести контроль в ходе их эксплуатации, могут быть указаны в списке Основные средства.

Основные средства

В параметрах элементов списка Основные средства указываются общие данные, характеризующие сам объект учета. Все свойства объекта как основного средства, а также учетные параметры указываются непосредственно в документе Принятие к учету ОС.

Поддерживается полный жизненный цикл оборудования:
  • приобретение оборудования;
  • монтаж и ввод в эксплуатацию;
  • эксплуатация (включая ремонт);
  • модернизация;
  • разукомплектация;
  • частичная и полная ликвидация (продажа).

Общая схема документооборота, отражающая движение основных средств с момента ввода в эксплуатацию до выбытия, представлена на следующей схеме:

Общая схема документооборота, отражающая движение основных средств с момента ввода в эксплуатацию до выбытия

Все печатные формы первичных документов и инвентаризационных актов соответствуют образцам, установленным законодательством. Для контроля наличия объектов основных средств, а также их движения внутри организации предназначен отчет по форме ОС-6.

Обеспечивается учет основных средств, арендованных и полученных в лизинг, в том числе учитываемых на балансе лизингополучателя или на забалансовых счетах. Поддерживается ведение договоров лизинга и возможность настроек счетов учета для обязательств, обеспечительного платежа, выкупа и лизинговых платежей.

Контроль арендных обязательств по исполнению лизинговых договоров и состояния взаиморасчетов с лизингодателем выполняется в рамках отчета Реестр договоров лизинга.

Реестр договоров лизинга

Учет нематериальных активов и расходов на НИОКР

Нематериальные активы (далее — НМА) — права, принадлежащие организации, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы.

Список нематериальных активов представлен элементами списка Нематериальные активы и расходы на НИОКР с видом объекта учета Нематериальный актив. В карточке элементов списка для объектов учета задаются основные характеристики НМА:

НМА и расходы на НИОКР
Поддерживается полный жизненный цикл объектов НМА:
  • приобретение / создание;
  • эксплуатация;
  • полное и частичное списание;
  • выбытие (продажа).
Общая схема документооборота, отражающая движение нематериальных активов с момента ввода в эксплуатацию до выбытия

При создании объектов НМА могут быть признаны результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) как объектов НМА.

Для целей налогового учета расходами на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) признаются расходы, относящиеся:
  • к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг);
  • к созданию новых или усовершенствованию применяемых технологий, методов организации производства и управления.

Проекты НИОКР создаются в списке НМА и расходы на НИОКР отдельными позициями, для которых в реквизите Вид объекта выбирается значение Расходы на НИОКР. В оперативном учете все расходы на НИОКР не признаются затратами и учитываются на регистрах регламентированного учета с признанием стоимостной оценки на конец отчетного (месячного) периода. Состав расходов может быть проанализирован на счете 08.08 «Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ».

По результатам НИОКР может быть оформлено возникновение новых нематериальных активов.

Налог на добавленную стоимость

Прикладное решение предназначено для компаний, осуществляющих облагаемую (по ставкам 20%, 10%, 0%) и не облагаемую НДС деятельность, что обеспечивается ведением раздельного учета по видам налогообложения НДС.

Раздельный учет НДС применяется:
  • для компаний, одновременно осуществляющих операции как облагаемые, так и не облагаемые НДС, суммы «входящего» НДС учитываются в зависимости от назначения использования материальных ценностей для целей налогообложения. С этой целью пользователь может вручную указать вид налогообложения НДС в течение всего срока нахождения актива на предприятии. Проводки для документов, изменяющих назначение использования номенклатурных затрат для целей налогообложения, формируются автоматически в налоговом периоде, в котором такое изменение было зафиксировано;
  • для раздельного учета НДС по прямым (номенклатурным) и постатейным расходам;
  • для учета НДС при длительном цикле производства на предприятии;
  • при использовании налогоплательщиком права не выполнять распределение НДС, если расходы по реализации, не облагаемой НДС, не превышают 5% общей величины расходов, в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ.
Поддерживается возможность ведения учета НДС:
  • при исполнении организацией роли налогового агента по НДС в следующих случаях:
    • аренда федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества (абзац 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
    • реализация государственного имущества (абзац 2 п. 3 ст. 161 НК РФ);
    • приобретение товаров (работ, услуг) у нерезидентов (п. 2 ст. 161 НК РФ);
    • приобретение сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов и макулатуры (п. 8 ст. 161 НК РФ). Учет на стороне продавца указанных товаров также поддерживается в прикладном решении.
  • при импорте товаров из стран Евразийского экономического союза;
  • по операциям комиссионной торговли с составлением сводных счетов-фактур.

В учете НДС отражаются факты хозяйственной деятельности, зафиксированные на основании документов, предоставленных контрагентами и сформированных организацией.

В 1С:ERP обеспечены порядок и правила заполнения и выставления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, формирования декларации по НДС.

Для сверки данных учета НДС с контрагентами предназначен отчет Реестр счетов-фактур выданных, который может быть отправлен покупателю по электронной почте или получен от поставщика. Все операции по сверке данных учета НДС с контрагентами выполняются в рабочем месте Сверка данных учета НДС:

Прочие налоги и сборы

Решение поддерживает ведение учета в соответствии с положениями ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». 1С:ERP обеспечивает параллельное ведение бухгалтерского и налогового учета с соблюдением следующих принципов:
  • бухгалтерский и налоговый учет ведутся независимо;
  • обеспечивается сопоставимость данных бухгалтерского и налогового учета (на основании рабочего плана счетов регламентированного учета);
  • суммовые и количественные показатели равны при отсутствии объективных причин расхождения.

При регистрации суммовых показателей бухгалтерского и налогового учета, постоянных и временных разниц соблюдается равенство: БУ = НУ + ПР + ВР.

Учетные данные отражаются в регистрах налогового учета. По ним проверяется полнота и достоверность отражения всех хозяйственных операций в системе налогового учета. Результат расчета налога на прибыль подтверждается справками-расчетами и используется при заполнении декларации по налогу на прибыль.

Отложенный налог на прибыль можно выделить в бухгалтерском учете и отразить на соответствующих счетах (09 и 77).

Оперативное выявление ошибок данных налогового учета и учета разниц в оценке активов и обязательств осуществляется при помощи отчета Анализ учета по налогу на прибыль.

Реализован расчет имущественных налогов:
  • налог на имущество — объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество российских организаций, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (с 2019 года для движимого имущества в программе недоступно указание ставки и льготы);
  • транспортный налог — налогообложение транспортных средств. Налог установлен Налоговым кодексом и вводится в действие законами субъектов Федерации;
  • земельный налог — налог на владельцев земельных участков, зачисляемый в местный бюджет по месту нахождения объекта налогообложения.

Для всех указанных налогов доступен выбор порядка уплаты авансовых платежей. Расчет имущественных налогов выполняется отдельными одноименными процедурами в рамках закрытия месяца. Результат расчета имущественных налогов подтверждается справками-расчетами и используется при заполнении деклараций по налогам и авансам по налогам.

В соответствии с законодательством система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) применяется наряду с общим режимом налогообложения и упрощенной системой налогообложения. Для исчисления ЕНВД в рамках информационной системы организация должна установить для себя такую возможность в учетной политике.

Для ведения учета торгового сбора в плане счетов предназначен предопределенный счет 68.13 «Торговый сбор», субконто «Виды платежей в бюджет (фонды)». Поддерживается начисление и оплата торгового сбора.

Для самостоятельной проверки данных учета на соответствие 12 критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», предназначен отчет Оценка риска налоговой проверки:

Оценка риска налоговой проверки

Отчет можно сформировать на конец любого квартала с начала года. Проверка проводится по данным учета и регламентированной отчетности в информационной базе.

Стандартные отчеты и регламентированная отчетность

Корректность отражения хозяйственных операций можно проверить стандартными отчетами регламентированного учета:
  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • оборотно-сальдовая ведомость по счету;
  • обороты счета;
  • обороты между субконто;
  • анализ счета;
  • анализ субконто;
  • карточка счета;
  • карточка субконто;
  • отчет по проводкам;
  • сводные проводки;
  • главная книга.
Бухгалтерская отчетность включает в себя:
  • бухгалтерский баланс (форма № 1);
  • отчет о финансовых результатах (форма № 2);
  • отчет об изменениях капитала (форма № 3);
  • отчет о движении денежных средств (форма № 4);
  • пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (форма № 5);
  • отчет о целевом использовании средств (форма № 6).

Для анализа информации, отраженной в регламентированных отчетах, предусмотрены механизмы расшифровки показателей до первичных документов.

Для подразделений организации, выделенных на самостоятельный баланс (указываются в списке Организации с настройкой Обособленное подразделение), доступно формирование отдельной бухгалтерской отчетности. Отчетность организации, имеющей филиалы, включает показатели деятельности всех подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.

Поддерживается инструментарий заполнения и отправки в Сбербанк России финансовой отчетности организаций. В состав дополнительной информации, которая вместе с комплектом бухгалтерской отчетности предоставляется организациями Сбербанку России, входит:
  • сведения о полученных и выданных обеспечениях;
  • задолженность по кредитам и займам;
  • расходы по лизингу;
  • анализ оборота денежных средств;
  • оборотно-сальдовая ведомость;
  • дополнительные показатели (амортизация, просроченная задолженность и т. п.).

Формирование отчетов для отправки в банк строится на алгоритмах заполнения бухгалтерской отчетности. Поддерживается расшифровка показателей сформированных отчетов. Сформированный комплект отчетности подлежит визированию электронной подписью.

Сервис 1С-Отчетность обеспечивает отправку электронной отчетности в контролирующие органы (ФНС, ПФР, ФСС и Росстат) по каналам связи, а также поддерживает:
  • неформализованную переписку с ФНС, ПФР и Росстатом;
  • сверки с налоговой (запросы ИОН);
  • сверки с ПФР (запросы ИОС);
  • отправку реестров больничных листов в ФСС;
  • получение требований и уведомлений;
  • отправку электронных документов в ответ на требования ФНС;
  • возможность формирования пакетов с отчетностью в формате для банков и прочих получателей;
  • ретроконверсию (процесс перевода ПФР бумажного архива в электронный вид).

При отправке отчетности можно проверить результаты выгрузки на наличие ошибок.

В ответ на требования контролирующих органов пользователь может представлять сканированные документы. Каждый сканированный документ должен содержать реквизиты (дату, номер, сумму, участников сделки) и один или несколько графических файлов отсканированных изображений.