Регламентированный учет в информационной системе — это учет, правила ведения которого определены законодательно и закреплены в учетной политике предприятия. Применительно к Российской Федерации регламентированный учет включает в себя бухгалтерский и налоговый учет организации. Основная цель ведения регламентированного учета на предприятии — формирование регламентированной отчетности.
Для целей регламентированного учета предприятие описывается как организационная структура, основными объектами которой выступают организации (юридические лица) и подразделения (службы, отделы, цеха и т. д.).
Список Организации предназначен для указания организаций, входящих в состав предприятия, и хранения постоянных сведений о них. Организация может быть юридическим лицом, обособленным подразделением или индивидуальным предпринимателем. Для каждой организации заполняется необходимая информация в соответствии с ее учредительными документами и регистрируется действующая учетная политика, определяющая параметры налогообложения и оценки стоимости. В списке Организации также присутствует предопределенная организация — Управленческая организация, которая используется для раздельного отражения операций по регламентированному и управленческому учету.
«1С:ERP» — информационная система, обеспечивающая учетные процессы всех аспектов деятельности предприятия. Регламентированный учет в «1С:ERP «является одним из блоков в системе управления предприятием. Нецелесообразно рассматривать «1С:ERP» только как систему ведения регламентированного учета.
Предполагается, что кроме сотрудников бухгалтерской службы в информационной системе работает большое количество пользователей, которые занимаются вводом данных, но в силу своих профессиональных обязанностей не имеют представления о том, как эти данные будут отражены в регламентированном учете.
Сотрудники бухгалтерской службы на крупных предприятиях, как правило, имеют достаточно узкую специализацию, отвечают за определенные учетные задачи. Основной функцией сотрудников бухгалтерской службы в информационной системе должна быть проверка введенных данных, а не непосредственное их занесение.
Задачей же главного бухгалтера становится не непосредственное ведение учета, а организация первичного документооборота таким образом, чтобы он был источником полных и достоверных данных для регламентированного учета организации. Соответственно, и основным требованием к информационной системе является поддержка администрирования учета, наличие инструментов для проверки полноты отражения хозяйственных операций.
Ведение регламентированного учета в «1С:ERP» базируется на выстраивании системы первичного документооборота. Если в «1С:ERP» организован непрерывный первичный документооборот, если все документы вводятся по мере их появления с указанием необходимых аналитических признаков, тогда сотрудники бухгалтерской службы имеют возможность выполнять оперативный контроль операций и к моменту формирования отчетности подойти с проверенными учетными данными. При этом документы, используемые для фиксации хозяйственных операций, — это первичные документы, состав которых утверждается учетной политикой организации.
Указанные счета учета применяются по умолчанию при отражении документов в бухгалтерском учете в случае, если не определены индивидуальные значения в рамках конкретной организации в общих настройках отражения документов в регламентированном учете.
Настройка счетов для отражения документов в регламентированным учете в общем случае производится для групп однотипных операций с учетом аналитик и мест учета без привязки к конкретным документам.
Информация о настройках счетов для отражения хозяйственных операций в регламентированном учете отображается в рабочем месте Настройка отражения документов в регламентированном учете. Счета учета производственных затрат настраиваются непосредственно в указанном рабочем месте в разрезе подразделений.
Документы оперативного учета, использующиеся для отражения в информационной базе хозяйственных операций, разработаны в соответствии с требованиями регламентированного учета по формированию необходимых аналитических разрезов. Настройка счетов учета может быть выполнена как до, так и после возникновения в информационной базе каждого вида хозяйственных операций, требующих отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
В рабочем месте Отражение документов в регламентированном учете выполняется мониторинг состояния отражения документов в бухгалтерском учете.
Для контроля состава проводок и их содержания (без стоимостной оценки) в контексте документов оперативного учета предусмотрена возможность сформировать проводки вручную непосредственно в момент создания документа в информационной базе. Проводки формируются в привязке к первичным документам, что обеспечивает возможность детальной сверки данных бухгалтерских проводок и первичных документов.
При повторном проведении документа проводки, введенные вручную, теряют свою актуальность. Для контроля актуальности отражения документов с ручной корректировкой проводок в рамках рабочего места Отражение документов в регламентированном учете сформирована группа гиперссылок Ручное изменение проводок документов, позволяющая работать со списками документов, имеющих разный статус отражения в бухгалтерском и налоговом учете.
Получение корректных проводок по всем операциям оперативного учета возможно только в случае формирования проводок в рамках процедуры Закрытия месяца.
Для выявления и анализа расхождений между оперативным и бухгалтерским учетом предназначен отчет Сверка данных оперативного и регламентированного учета:
С 2012 года действует глава V.1 НК РФ, которая посвящена налоговому контролю сделок между взаимозависимыми лицами (и лицами, приравненными к взаимозависимым) на предмет соответствия цен по ним рыночным. Регламент подготовки уведомления предполагает исполнение четырех этапов, представленных на схеме.
Подготовка уведомления о контролируемых сделках выполняется в специальном рабочем месте Помощник подготовки уведомления о контролируемых сделках за выбранный отчетный год в рамках конкретной организации.
На этапе подготовки данных работа строится путем постепенного указания необходимой информации. Подготовленное уведомление о контролируемых сделках выгружается файл (ы) в формате XML, который соответствует утвержденному ФНС формату.
При выгрузке нужно указать каталог размещения сформированного файла (ов). После передачи уведомления в ФНС внести изменения в предоставленные материалы можно путем создания корректировки уведомления.
Контроль состояния и использования внеоборотных активов является важной задачей аналитической работы. Внеоборотные активы — это материальное воплощение применения на предприятии достижений научно-технического прогресса, резерв повышения эффективности производства.
Учет основных средств является исключительной задачей бухгалтерского и налогового учета, поскольку его правила целиком определяются законодательными нормами.
Все инвентарные единицы, по которым целесообразно вести контроль в ходе их эксплуатации, могут быть указаны в списке Основные средства.
В параметрах элементов списка Основные средства указываются общие данные, характеризующие сам объект учета. Все свойства объекта как основного средства, а также учетные параметры указываются непосредственно в документе Принятие к учету ОС.
Общая схема документооборота, отражающая движение основных средств с момента ввода в эксплуатацию до выбытия, представлена на следующей схеме:
Все печатные формы первичных документов и инвентаризационных актов соответствуют образцам, установленным законодательством. Для контроля наличия объектов основных средств, а также их движения внутри организации предназначен отчет по форме ОС-6б. Помимо этого предусмотрены отчеты:
В «1С: ERP» реализован учет аренды в соответствии с ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Поддерживаются следующие сценарии:
Таким образом обеспечивается учет арендованных основных средств, учет основных средств, переданных в аренду и учет основных средств полученных в лизинг.
Поддерживается ведение договоров лизинга и возможность настроек счетов учета для обязательств, обеспечительного платежа, выкупа и лизинговых платежей.
Контроль арендных обязательств и состояния взаиморасчетов выполняется с помощью отчетов:
Нематериальные активы (далее — НМА) — права, принадлежащие организации, отличительной особенностью которых является отсутствие вещественно-натуральной формы.
Список нематериальных активов представлен элементами списка Нематериальные активы и расходы на НИОКР с видом объекта учета Нематериальный актив. В карточке элементов списка для объектов учета задаются основные характеристики НМА:
При создании объектов НМА могут быть признаны результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) как объектов НМА.
Проекты НИОКР создаются в списке НМА и расходы на НИОКР отдельными позициями, для которых в реквизите Вид объекта выбирается значение Расходы на НИОКР.
По результатам НИОКР может быть оформлено возникновение новых нематериальных активов.
В прикладном решении поддерживается механизм учета затрат на создание нематериальных активов и расходов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, позволяющий:
Учет затрат на создание нематериальных активов с детализацией по темам и этапам работ ведется с использованием многоуровневого справочника Темы, этапы исследований и разработок.
Капитализация затрат при выполнении работ по созданию нематериальных активов ведётся с использованием элементов справочника Статьи расходов, в котором для статей расходов с вариантом распределения На стоимость внеоборотного актива определяется тип аналитики Исследования и разработки. При выборе указанного типа аналитики в статье расходов в качестве аналитики используются элементы справочника Темы, этапы исследований и разработок. В справочнике Темы, этапы исследований и разработок требуется организовать необходимую иерархию тем и этапов работ. Отнесение расходов возможно на элемент справочника Темы, этапы исследований и разработок любого уровня иерархии.
Прикладное решение позволяет отразить следующие варианты учета расходов, накопленных по этапу (теме) выполнения работ:
Для контроля и анализа признания расходов на выполнение НИОКР в налоговом учете служит отчет Расчет признания расходов по НИОКР.
Для контроля и анализа структуры затрат на выполнение этапов (тем) работ по созданию нематериальных активов, а также структуры формирования стоимости внеоборотных активов, предназначен отчет Структура затрат на капитализацию.
Учет целевого финансирования основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) осуществляется с использованием аналитики Направление деятельности и обеспечивает:
Направление деятельности является аналитикой-обособлением получения и учета затрат при формировании конкретного целевого внеоборотного актива или группы активов в рамках договора целевого финансирования.
Целевое финансирование ведется на субсчетах 86-й группы счетов. Возможно заведение своих субсчетов.
Поддерживаются два способа учета целевого финансирования ОС/НМА: по фактическому поступлению средств и по начислению.
Прикладное решение предназначено для компаний, осуществляющих облагаемую (по ставкам 20%, 10%, 0%) и не облагаемую НДС деятельность, что обеспечивается ведением раздельного учета по видам налогообложения НДС.
В учете НДС отражаются факты хозяйственной деятельности, зафиксированные на основании документов, предоставленных контрагентами и сформированных организацией.
В 1С:ERP обеспечены порядок и правила заполнения и выставления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, формирования декларации по НДС.
Для сверки данных учета НДС с контрагентами предназначен отчет Реестр счетов-фактур выданных, который может быть отправлен покупателю по электронной почте или получен от поставщика. Все операции по сверке данных учета НДС с контрагентами выполняются в рабочем месте Сверка данных учета НДС.
Сведения, зафиксированные в учете НДС, используются в дальнейшем при подготовке декларации по НДС (с предоставлением в электронном виде в органы ФНС РФ).
В соответствии с рекомендациями ФНС России (письмо от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752) реализована возможность подготовки и отправки ответа на полученное от налогового органа сообщение с требованием представления пояснений в отношении декларации по налогу на добавленную стоимость.
При регистрации суммовых показателей бухгалтерского и налогового учета, постоянных и временных разниц соблюдается равенство: БУ = НУ + ПР + ВР.
Учетные данные отражаются в регистрах налогового учета. По ним проверяется полнота и достоверность отражения всех хозяйственных операций в системе налогового учета. Результат расчета налога на прибыль подтверждается справками-расчетами и используется при заполнении декларации по налогу на прибыль.
Отложенный налог на прибыль можно выделить в бухгалтерском учете и отразить на соответствующих счетах (09 и 77).
В прикладном решении поддерживаются балансовый и затратный метод расчета налога на прибыль организаций. Балансовый метод применяется в соответствии с ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» в редакции Приказа Минфина России от 20.11.2018 № 236н (далее — Приказ 236н). Затратный метод соответствует положениям ПБУ 18 до внесения в него изменений Приказом 236н.
Поддерживается определение долей прибыли, приходящейся на обособленные подразделения организации, по удельному весу среднесписочной численности работников или расходов на оплату труда в соответствии со ст. 288 НК РФ.
Для анализа расчета налога на прибыль при использовании балансового метода используются справки-расчеты:
Для анализа расчета налога на прибыль при использовании затратного метода используется справка-расчет Расчет налога на прибыль.
Оперативное выявление ошибок данных налогового учета и учета разниц в оценке активов и обязательств осуществляется при помощи отчета Анализ учета по налогу на прибыль. Отчет применяется для организаций, по которым ведется учет постоянных и временных разниц при расчете налога на прибыль.
Для всех указанных налогов доступен выбор порядка уплаты авансовых платежей. Расчет имущественных налогов выполняется отдельными одноименными процедурами в рамках закрытия месяца. Результат расчета имущественных налогов подтверждается справками-расчетами и используется при заполнении деклараций по налогам и авансам по налогам.
Для ведения учета торгового сбора в плане счетов предназначен предопределенный счет 68.13 «Торговый сбор», субконто «Виды платежей в бюджет (фонды)». Поддерживается начисление и оплата торгового сбора.
Для самостоятельной проверки данных учета на соответствие 12 критериям, приведенным в «Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», предназначен отчет Оценка риска налоговой проверки:
Отчет можно сформировать на конец любого квартала с начала года. Проверка проводится по данным учета и регламентированной отчетности в информационной базе.
Прикладное решение поддерживает ведение учета по упрощенной системе налогообложения по одному из двух объектов налогообложения Доходы или Доходы минус расходы. Объект налогообложения определяет в дальнейшем методику формирования отчета Книга учета доходов и расходов.
В системе поддерживается применение ставок налога УСН в зависимости от выбранного объекта налогообложения (6% для объекта налогообложения Доходы и 15% для объекта налогообложения Доходы минус расходы), а также обеспечено применение повышенной налоговой ставки при превышении лимита доходов с учетом коэффициента-дефлятора и (или) средней численности работников в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ предусмотрена независимая схема учета обоснованных расходов для организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения. Реализованная схема формирования расходов при УСН предусматривает их независимое накопление для последующей трансляции в книгу доходов и расходов в конце отчетного периода. Определение расходов, принимаемых в качестве таковых при УСН, осуществляется при помощи статей расходов. Для каждой статьи расходов, признаваемой расходом для целей УСН, необходима установка признака Признавать расходами при УСН.
Комплексный анализ расходов организаций, работающих по упрощенной системе налогообложения (с установленным объектом налогообложения Доходы минус расходы), осуществляется при помощи отчета Анализ расходов по УСН.
На основании книги доходов и расходов осуществляется автоматическое заполнение декларации по УСН, необходимой для предоставления налоговой отчетности в органы ФНС РФ.
В прикладном решении поддерживается возможность ведения учета индивидуальными предпринимателями, применяющими патентную систему налогообложения (далее — ПСН) в соответствии с главой 26.5 НК РФ. Обеспечены:
При применении ПСН налоговая декларация не сдается, а расчет налога производится сразу при оплате патента.
ПСН имеют право применять индивидуальные предприниматели, средняя численность наемных работников которых по видам деятельности, относящимся к ПСН, не превышает 15 человек (ст. 346.43.НК РФ).
Перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, определен в статье 346.43 НК РФ.
Помимо бухгалтерской отчетности прикладное решение поддерживает формирование:
Для анализа информации, отраженной в регламентированных отчетах, предусмотрены механизмы расшифровки показателей до первичных документов.
Для подразделений организации, выделенных на самостоятельный баланс (указываются в списке Организации с настройкой Обособленное подразделение), доступно формирование отдельной бухгалтерской отчетности. Отчетность организации, имеющей филиалы, включает показатели деятельности всех подразделений, в том числе выделенных на отдельные балансы.
Формирование отчетов для отправки в банк строится на алгоритмах заполнения бухгалтерской отчетности. Поддерживается расшифровка показателей сформированных отчетов. Сформированный комплект отчетности подлежит визированию электронной подписью.
При отправке отчетности можно проверить результаты выгрузки на наличие ошибок.
В ответ на требования контролирующих органов пользователь может представлять сканированные документы. Каждый сканированный документ должен содержать реквизиты (дату, номер, сумму, участников сделки) и один или несколько графических файлов отсканированных изображений.
В прикладном решении обеспечена поддержка методики раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности организации при исполнении контрактов государственного оборонного заказа (ГОЗ). Методика основана на использовании направлений деятельности, когда каждый контракт представлен отдельным направлением деятельности. С концепцией реализации раздельного учета при исполнении контрактов ГОЗ в 1С:ERP можно ознакомиться в статье на сайте buh.ru.
Отчет Исполнение контрактов ГОЗ представлен в прикладном решении в двух вариантах:
При условии применения в информационной базе методики ведения учета по направлениям деятельности с выделением для каждого государственного контракта отдельного направления деятельности и оформления хозяйственных операций с указанием направлений деятельности отчет Исполнение контрактов ГОЗ заполняется автоматически.
Концепция и реализация раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности в организациях-исполнителях ГОЗ подробно представлены в книгах серии Академия ERP: