«1С:ERP. Управление холдингом» позволяет вести учет коммерческих договоров и договоров финансирования. Модель состояний договоров, структура спецификаций и дополнительных соглашений, гибкие условия и параметры расчета графиков, а также возможность гибкого согласования договоров позволяют автоматизировать полный жизненный цикл договоров. Реализована опциональная интеграция с решением «1С:Документооборот 8» для хранения файлов и обработки договоров. Более подробно с возможностями интеграции можно ознакомиться в разделе «Совместное использование с «1С:Документооборот 8».
Договор в «1С:ERP. Управление холдингом» представляет собой формальное отражение обязательств и предназначен для отражения специфики учета и бизнес-логики отдельно взятого обязательства. Виды договоров в системе сгруппированы по группам:
Для каждого вида договора могут применяться функции контроля (лимиты, взаиморасчеты), согласования и другие.
Подсистема управления договорами позволяет:
Для отражения данных конкретного юридического документа предусмотрена возможность ведения договоров с клиентами. Учет по договорам можно вести в любом случае, независимо о того, используются или нет соглашения для регистрации правил продаж на предприятии. Договор заключается между организацией предприятия и контрагентом.
Для организации работы с клиентами «1С:ERP. Управление холдингом» позволяет в договорах устанавливать условия работы, регистрировать типовые условия продаж, применяемых к рыночному сегменту, а также задавать индивидуальные условия продаж. Более подробно об управлении продажами и договорах с клиентами можно ознакомиться в разделе «Управление продажами».
Договоры с поставщиками формируются на основании «Соглашений об условиях закупок». Использование «Соглашения об условиях закупок» позволяет:
Более подробно с возможностями системы по контрактной работе с поставщиками можно ознакомиться в разделе «Управление закупками».
В подсистеме «Управление договорами» реализовано 11 видов финансовых инструментов, калькулятор графиков и ковенанты.
Графики платежей
На основании внесенных пользователем основных параметров договора финансирования (основные параметры, ограничения и проценты) система позволяет рассчитать график финансирования.
Кроме расчета, данные можно загрузить через буфер обмена, например, скопировав значения из файла формата MS Excel.
Калькулятор графиков, кроме плановых данных, позволяет актуализировать по фактическим операциям графики сделок привлечения финансирования:
Универсальное привлечение ликвидности
Для реализации произвольных условий по финансовому договору в системе имеется возможность настройки графика от периодической операции:
В подсистеме «Управление договорами» реализован учет договоров страхования, финансовых ковенант, документарных операций (аккредитивов и банковских гарантий).
Для договоров вида «Залоги и поручительства входящие / исходящие» можно указать сведения об обеспечении. Обеспечение может быть нескольких видов (денежные средства, банковская гарантия, аккредитив, залог, поручительство), для выбранного вида доступен индивидуальный набор реквизитов.
Договоры залогов и обеспечения — это отдельный вид договоров, назначение которого регистрация размера и условий предоставления обеспечения по договорам. В системе можно зарегистрировать как входящие, так и исходящие договоры.
Ковенанты
Финансовый договор может содержать требования кредитора, при несоблюдении которых возможно прекращение или существенное изменение условий договора. Например, для кредита это может быть значительное повышение процентной ставки или досрочное востребование кредита на соответствующих нарушению условиях. Данные требования называются «финансовые ковенанты», они вносятся в параметры договоров в системе.
В «1С:ERP. Управление холдингом» реализована претензионно-исковая работа. При этом различают претензии входящие (претензии предприятию) и исходящие (претензии контрагентам предприятия или третьим лицам).
Инструмент предназначен для регистрации финансовых претензий, управления суммами и датами по дебиторской задолженности. Результат рассмотрения претензии — уточненный прогноз по возврату денежных средств.
Также в системе могут регистрироваться нефинансовые претензии.
Блок по работе с претензиями позволяет:
Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью в подсистеме реализован учет операций факторинга. Суть этих операций в продаже дебиторской задолженности фактору за минусом стоимости услуг фактора, чем обеспечивается поддержание средств оборотного капитала в организации. Система имеет инструменты по ведению реестра уступленных требований, условий расчетов с фактором.
В параметрах договора с видом «Привлечение финансирования» для инструмента «Факторинг» регистрируется информация о пенях и основных условиях по расчетам с фактором (сумма комиссии, процентная ставка, размер аванса).
Подсистема взаиморасчетов «1С:ERP. Управление холдингом» отвечает за оценку состояния взаимных обязательств предприятия и его контрагентов, а также за их анализ:
Определение задолженности
С точки зрения момента возникновения обязательств перед поставщиками или покупателями задолженность можно разделить на планируемую (условную) и фактическую (безусловную).
Фактическая задолженность изменяется в момент перехода прав собственности на товары и в момент получения денежных средств одной из сторон. Она формируется при отражении соответствующих хозяйственных операций (отгрузка товаров, получение оплаты от клиента, получение товаров от поставщика, оплата поставщику и т. д.). Если есть фактическая задолженность предприятия перед клиентом или поставщиком на текущий момент времени, то такую задолженность будем называть «наш долг». Если есть задолженность перед нашим предприятием, то это «долг клиента» или «долг поставщика». Данные о фактической задолженности в системе всегда можно получить только на текущий момент времени.
Планируемая задолженность возникает по событиям, совершение которых планируется в будущем, и отражает выполнение обязательств каждой из сторон согласно некоторому плану — например, плану оплат или плану отгрузок (закупок). Планируемые даты оплаты и отгрузки (закупки) фиксируются либо в заказах клиентов (заказах поставщику), либо в документах отгрузки (поступления), оформленных без указания заказа. На основании планов движения товаров и денежных средств определяются ожидания по оплате (отгрузке) товаров и прогноз просроченной задолженности.
Порядок расчетов с контрагентами
Взаиморасчеты с партнерами (клиентами и поставщиками) ведутся со следующей детализацией:
Детализация взаиморасчетов
Условия ведения расчетов (валюта, детализация расчетов, порядок оплаты) определяются в договоре или соглашении, если не используются договоры.
В зависимости от потребностей пользователя или выставляемых партнерами условий предусмотрены следующие варианты детализации расчетов:
В крупных компаниях с большим документооборотом заключается большое количество договоров, которые приводят к взаимным обязательствам сторон:
Система предотвращает возникновение финансовых и репутационных потерь от сбоя выполнения вышеописанных обязательств.
Систему управления обязательствами можно разделить на взаимосвязанные блоки со своими наборами инструментов. Данные наборы инструментов помогают пользователю принимать своевременные решения.
Блок «Коммерческая политика»
Позволяет устанавливать правила взаимодействия с контрагентами, проводить квалификацию контрагентов в зависимости от степени риска работы с ними и категории их доходности.
Блок «Контрактация»
В момент контрактации общие настройки «Коммерческой политики» становятся индивидуальными:
Блок «Предупреждение отклонений»
После заключения договора специальное автоматизированное рабочее место (АРМ) «Управление отклонениями» своевременно предупреждает ответственных лиц организации о приближении определенных событий. В едином интерфейсе отражаются все виды обязательств:
События по управлению начислений и оплат представлены в трех разрезах:
Таким образом, система фокусирует внимание пользователя на проблемных участках:
Для удобства работы с данными предназначен отбор по менеджеру (реквизит Ответственный, формы договора), а также отборы по контрагенту и организации.
Есть возможность вывода информации из данного рабочего места на начальную страницу системы и на электронную почту ответственного лица организации.
Блок «Реакция на отклонения»
Помогает совершать рассылку писем, формирование стоп-листов, инициировать претензионно-исковую работу, уточнять прогноз ДДС.