Стандарт CommerceML EDI описывает документы основных бизнес-процессов взаимодействия сетевых операторов и их поставщиков, рекомендованные к применению межрегиональной общественной организацией «Стандартизация обмена деловой информацией».
В апреле 2004 года представители ряда крупнейших российских розничных сетей и поставщиков рынка FMCG приняли решение о создании межрегиональной общественной организации «Стандартизация обмена деловой информацией». Целью работы организации является реализация эффективного информационного взаимодействия участников рынка розницы и получения ими дополнительных выгод и конкурентных преимуществ. Для этого участники договорились разработать и продвигать отраслевой стандарт информационного и технологического взаимодействия компаний.
В течение нескольких месяцев совместной работы специалистов компаний ТД «Перекресток», ТД «Копейка», «Седьмой континент», фирма «1С», холдинг «Марта» (сеть универсамов SPAR, «Столица»), ООО «Юнимилк», «Actis Systems» и ряда других крупных компаний были созданы стандарты основных бизнес-процессов взаимодействия участников рынка розницы.
Стандарт описывает взаимодействие торговой розничной сети (клиента) и поставщика при предоставлении поставщиком информации о своих товарах.
Участники процесса обязаны сохранять неизменным собственный идентификатор товара на протяжении всего времени взаимодействия компаний.
Процесс взаимодействия можно представить следующей диаграммой:
Электронный документ передается в информационную систему клиента, где производится его обработка, в результате которой формируется «Список принятых к работе товаров», содержащий перечень товаров из ассортимента поставщика, с которыми согласен работать клиент.
Список принятых к работе товаров в электронном виде передается в информационную систему поставщика. Список содержит коды и наименования товаров у клиента, коэффициент пересчета (отношение учетной единицы измерения поставщика к учетной единице измерения клиента).
Стандарт описывает процесс взаимодействия торговой розничной сети (клиента) и поставщика при передаче информации о цене предлагаемых товаров или услуг поставщиком.
Необходимым условием бизнес процесса является наличие контракта на поставку товаров (услуг) между поставщиком и клиентом (торговой организацией, которой выставляются счета на оплату за товары или услуги). Клиент может иметь несколько точек доставки — филиалов, имеющих адрес, который может отличаться от юридического адреса клиента. Обычно точка доставки в рамках описываемого бизнес процесса характеризуется переменной составляющей цены транспортных расходов.
Процесс взаимодействия можно представить следующей диаграммой:
Бизнес-процесс инициируется при возникновении необходимости изменения прайс-листа (либо при создании нового прайс-листа). Прайс-лист содержит полный перечень коммерческих условий по товарам и услугам, поставляемым данным поставщиком данному клиенту. Для каждого клиента на один период действует только один прайс-лист.
Прайс-лист передается клиенту в электронном виде.
Стандарт описывает процесс взаимодействия торговой розничной сети (клиента) и поставщика при осуществлении заказа товара клиентом и акцепта заказа товара поставщиком.
Процесс взаимодействия можно представить следующей диаграммой:
Электронный документ передается в информационную систему клиента.
После получения акцепта заказа клиентом процедура «заказ товара, акцепт заказа» считается успешно завершенной.
Электронный документ передается в информационную систему клиента.
Клиент, получив ответ по заказу, принимает решение либо о необходимости сформировать новый уточненный заказ данному поставщику по присланному ответу, либо об отсутствии такой необходимости. В первом случае формируется уточненный заказ и процедура информационного взаимодействия клиента и поставщика повторяется по описанной выше схеме. Во втором случае процедура завершается без формирования нового заказа.
Основной задачей процесса является качественная приемка товара от Поставщика в соответствии с акцептованным заказом товара.
Процесс взаимодействия можно представить следующей диаграммой:
Процесс начинается после получения Клиентом акцептованного заказа.
Поставщик формирует электронную накладную, которая передается в информационную систему Клиента не позднее, чем дата поставки товара.
При поставке товара Клиент осуществляет проверку соответствия накладной (и электронной, и бумажной) акцептованному заказу по номеру заказа, итоговому количеству и итоговой сумме. А также сопроводительных документов.
Результатом проверки является одно из следующих событий:
1. Документы не соответствуют. Далее выполняются функции и соответствующие события: Сформировать «Реджект» накладной, «Реджект» сформирован, Передача «Реджекта» в информационную систему Поставщика, «Реджект» передан Поставщику, Отказ от приемки товара, Товар не принят.
В результате выполнения функции «Приемка товара по количеству и качеству» возможно наступление двух событий:
Электронный документ передается в информационную систему Поставщика. Товар считается принятым Клиентом.
2. Товар не принимается по количеству, качеству или цене. Далее выполняются функции и соответствующие события: Сформировать «Реджект накладной», «Реджект» сформирован, Передача «Реджекта» в информационную систему Поставщика, «Реджект» передан Поставщику, Отказ от приемки товара, Товар не принят.
Стандарт описывает процесс взаимодействия клиента и поставщика при предоставлении клиентом поставщику информации об остатках и продаваемости товаров поставщика.
Процесс взаимодействия можно представить следующей диаграммой:
Информация об остатках и продаваемости товаров у клиентов может использоваться поставщиком для планирования производства и уровня своих запасов.
Процесс обмена данными о доступности товаров инициируется в двух случаях:
1. Процесс инициируется поставщиком при возникновении у него необходимости получения информации об остатках и продаваемости своих товаров. В этом случае поставщик формирует документ «Запрос информации об остатках и продаваемости товаров» и отправляет его электронную версию клиенту.
2. Процесс регулярно инициируется клиентом в заранее оговоренные с поставщиком моменты времени.
Клиент формирует документ, в котором содержится перечень товаров поставщика и данные об их количествах и продаваемости. Документ в электронном виде передается в информационную систему поставщика.
Стандарт описывает процесс взаимодействия клиента и поставщика при предоставлении поставщиком клиенту информации о доступности своих товаров.
Процесс взаимодействия можно представить следующей диаграммой:
Информация о доступности товаров — информация о том, какие товары и в каком количестве доступны к заказу данным клиентом у данного поставщика.
Процесс обмена данными о доступности товаров инициируется в двух случаях:
1. Процесс инициируется клиентом при возникновении у него необходимости получения информации о доступности товаров поставщика. В этом случае клиент формирует документ «Запрос информации о доступности товаров» и отправляет его электронную версию поставщику.
2. Процесс регулярно инициируется поставщиком в заранее оговоренные с клиентом моменты времени.
Поставщик формирует документ, в котором содержится полный перечень доступных к заказу клиентом товаров и их количеств. Документ в электронном виде передается в информационную систему клиента.
Основной задачей процесса является получение счета-фактуры от Поставщика, соответствующего ранее акцептованной Клиентом накладной (накладных в случае непрерывных поставок) на поставку товара.
Процесс начинается после получения Поставщиком акцепта накладной на поставленный Клиенту товар или после получения акцепта последней накладной из непрерывной поставки.
Поставщик формирует счет-фактуру, который должен по позиционно соответствовать акцепту накладной (накладных) с учетом сделанных изменений по факту приемки. После чего счет-фактура в бумажной и электронной форме передается Клиенту в течение 5-ти дней от даты акцепта накладной (последней накладной из непрерывной поставки) на поставку товара.
После поступления счета-фактуры Клиент осуществляет проверку соответствия счета-фактуры (и электронной, и бумажной) акцептованной накладной (накладным) по номеру (номерам) накладной (накладных), по итоговой сумме налогов, по итоговой сумме. Кроме того, осуществляется проверка счета-фактуры по каждой позиции по количеству, ставке налога, сумме налога, сумме позиции.
Результатом проверки является одно из следующих событий:
1. Документы соответствуют в пределах договорных отношений.
При этом далее выполняются функции и соответствующие события: Сформировать Акцепт счета-фактуры, Акцепт сформирован, Передача Акцепт Поставщику, Акцепт передан Поставщику.
2. Документы не соответствуют. Далее выполняются функции и соответствующие события: Сформировать Реджект счета-фактуры, Реджект сформирован, Передача Реджекта Поставщику, Реджект передан Поставщику.
Основной задачей процесса является сверка взаиморасчетов между клиентом и поставщиком.
Инициатором процесса может являться и клиент, и поставщик.
В информационной системе Инициатора формируется отчет по поставкам и платежам с Контрагентом. Отчет может иметь форму Акта сверки с заполненной частью учетных данных Инициатора
Пример отчета
Данные инициатора — черные цифры
Данные Контрагента — красные цифры
Акт сверки — черные и красные совместно
№ | Дата | Операция/Документ | По данным Инициатора | По данным Контрагента | ||
---|---|---|---|---|---|---|
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |||
Сальдо на 01\01\07 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
1 | поступление товара сч\фактура от 10.01.07 № 1 | 200 | 200 | |||
2 | оплата товара платежное поручение № 1 от 11.01.07 (включая НДС) | 60 | 60 | |||
Оборот | 60 | 200 | 200 | |||
Сальдо на 01\02\07 | 140 | 140 |
Электронный документ передается в ИС Контрагента, после чего Контрагент формирует свои данные по поставкам и платежам. После формирования данных Контрагент заполняет графы в Акте сверки По данным Контрагента. Тем самым заканчивается формирование Акта сверки.
Контрагент одновременно сравнивает цифры и анализирует Акт, Результатом выполнения функции являются события: Акт корректный с точки зрения Контрагента, или Акт некорректный с точки зрения Контрагента. В случае корректности Акта Контрагент акцептует Акт.
Далее Контрагент формирует в ИС электронный Акцепт Акта сверки и отправляет его в ИС Инициатора — процесс завершен, стороны согласовали взаиморасчеты, либо, в случае некорректного с точки зрения Контрагента Акта, Контрагент формирует в ИС Реджект Акта сверки, в котором указывает номер отвергнутого акта сверки.
Далее Реджект отправляется в ИС Инициатора и цепочка функций и событий повторяется, пока процесс не будет протекать по ветке, приводящей к успешному его завершению (либо необходимо согласовать число допустимых циклов повторных согласований в стандарте, или, как вариант, прописать их в контракте). При этом так же может быть запущена новая процедура сверки, инициатором которой может выступать как инициатор текущей процедуры, так и его контрагент. Как вариант, контрагент может послать акт сверки за меньший период, в котором обнаружены расхождения.
Стандарт описывает процесс взаимодействия клиента и поставщика при предоставлении поставщиком клиенту данных о товарных сертификатах.
Процесс обмена данными о товарных сертификатах инициируется в случаях:
1. Если клиенту необходимы данные о сертификатах на какой-либо товар поставщика. В этом случае клиент формирует документ «Запрос на предоставление данных о сертификатах» и отправляет его электронную версию поставщику. Документ содержит только перечень товаров поставщика, информация о сертификатах на которые требуется клиенту.
2. Процесс инициируется поставщиком в момент предоставления им данных о поставке товаров клиенту.
3. Процесс инициируется поставщиком в момент предоставления им данных о товаре.
Поставщик формирует документ, в котором содержится полный перечень сертификатов на соответствующие инициирующему случаю товары. Данные о товарных сертификатах в электронном виде передаются в информационную систему клиента.