Центр администрирования
Назначение
Центр администрирования предназначен для автоматизации задач администрирования и эксплуатации информационных систем, построенных на платформе 1С:Предприятие 8. На сегодняшний день, когда системы становятся все более сложными, проекты масштабными, а контуры, где развернуты информационные системы, все более распределенными, остро встает вопрос автоматизации задач администрирования таких систем. Администрирование вручную и/или при помощи нетиповых средств показывают себя тем менее эффективными и тем более затратными, чем крупнее информационная система и администрируемый контур.
Состав
Центр администрирования включает:
- конфигурацию (прикладное решение) Центр администрирования;
- расширение Центр администрирования;
- демонстрационную базу Центр администрирования (демо);
- комплект поставляемых скриптов и сценариев;
- дистрибутивы Python для быстрого развертывания;
- комплект документации.
Центр администрирования может работать как самостоятельная программа, как подсистема прикладного решения, а также может быть подключен как расширение конфигурации. Преимущества использования Центра администрирования:
- снижение стоимости владения системой за счет сокращения трудозатрат на ее администрирование;
- сокращение времени обновления на новые версии платформы и конфигураций;
- снижение рисков ошибок администрирования при выполнении задач эксплуатации системы за счет стандартизации сценариев;
- автоматизация процессов тестирования версий конфигурации перед обновлением;
- единый интерфейс для контроля состояния задач администрирования всего контура.
Центр администрирования будет наиболее полезен при внедрении и эксплуатации крупных корпоративных информационных систем с большим количеством рабочих мест и распределенной структурой контура:
- КОРП-внедрения;
- крупный распределенный контур с большим количеством информационных баз и серверов;
- крупная распределенная информационная база, например, розничная сеть.
Ключевые плюсы
- Продукт отлично масштабируется
- Функции управления и контроля централизованы
- Все автоматизируемые операции выполняются на удаленных машинах
- Максимальная гибкость в использовании:
- можно использовать как самостоятельный продукт или интегрировать в состав уже существующей системы;
- o можно использовать поставляемые «из коробки» сценарии или дополнять их в режиме конструктора собственными сценариями администрирования;
- o можно использовать поставляемые скрипты на Python или подключать и использовать собственные наработки на любом удобном вам языке.
- Является кроссплатформенным:
- может одинаково применяться для задач администрирования контура, развернутого как на ОС Windows, так и на Linux (Ubuntu 16.04 и выше; Centos 7 и выше).
- Не требует от конечного пользователя продукта специальных технических знаний:
- работа через дружественный интерфейс 1С:Предприятия 8;
- архитектура контура и реализация сценариев не выносится «наружу».
Архитектура
Центр администрирования — это многокомпонентный продукт. Логически он состоит из управляющей части — единого рабочего места администратора, и исполняющей части, устанавливаемой на компьютеры автоматизируемого контура.
Управляющая конфигурация разработана на встроенном языке 1С:Предприятия 8 и выполняет следующие функции:
- единый интерфейс для управления, планирования и контроля задач автоматизации (рабочее место администратора);
- создание и редактирование сценариев автоматизации;
- контроль выполнения и оркестрация сложных распределенных сценариев (например, обновление платформы на кластере из нескольких серверов);
- анализ результатов выполнения сценариев автоматизации.
Исполняющая часть состоит из Агента, устанавливаемого на каждой машине автоматизируемого контура и комплекта скриптов и конфигурационных файлов для них, расположенных вместе с агентом.
Функциональные возможности
Центр администрирования содержит набор готовых для использования наиболее распространенных сценариев автоматизации. При этом пользователь может создавать собственные и изменять существующие сценарии автоматизации в соответствии со спецификой задач на разных проектах, а также конструировать из простых сценариев более сложные. Центр администрирования предоставляет следующие основные функциональные возможности работы со сценариями:
- запуск сценариев автоматизации в тестовом режиме (контроль корректности сценария, окружения, настроек без изменения состояния системы);
- запуск сценариев автоматизации в рабочем режиме (изменение состояния системы);
- автоматический откат сценариев в случае неудачи;
- планирование и отслеживание работ в календаре;
- разделение на контуры автоматизации (проекты), в рамках которых можно разделять выполнение сценариев и доступ к различным блокам автоматизации;
- формирование отчетов о выполненных работах (чек-листы, сводная статистика и т. д.).
Основные сущности
Центр администрирования работает с командами и скомпонованными из них сценариями. Основное правило — сценарий переводит систему в новое состояние (state). Команда — это максимально простое, но при этом самодостаточное действие, которое можно произвести над системой для перевода ее из состояния «1» в состояние «2» (запуск службы, обновление конфигурации информационной базы, изменение настройки кластера и т. п.). Команда фактически является простым сценарием автоматизации. Сценарий автоматизации — это последовательность команд автоматизации выстроенных в порядке, необходимом для перевода системы из состояния «1» в состояние «2».
Основные сценарии автоматизации в виде скриптов и поставляемых данных доступны в составе Центра администрирования «из коробки». Также пользователям решения предоставляется возможность расширять как состав команд, так и создавать в режиме конструктора новые или менять существующие сценарии.
Со временем набор поставляемых сценариев предполагается расширять.
Выполнение плановых работ
Планирование и запуск задач администрирования можно вести через два интерфейса:
- список Экземпляров сценариев
- календарь задач администрирования
Форма списка позволяет:
- добавить новый экземпляр сценария;
- скопировать существующий сценарий (через мастер копирования);
- стартовать выполнение сценария;
- стартовать тест сценария;
- запланировать сценарий;
- прервать сценарий;
- продолжить выполнение неуспешного сценария (продолжение выполнения с повтором неуспешного шага);
- вернуть сценарий к начальному состоянию;
- сформировать чек-лист выполнения по выбранным сценариям.
Функциональность рабочей области календаря позволяет:
- просматривать запланированные и завершенные задания администрирования за выбранный период;
- открывать элемент задания/экземпляра двойным кликом мыши на элементе календаря;
- создавать/удалять/задавать расписание периодического запуска сценария из контекстного меню.
Выполнение регулярных задач обслуживания
Запуск сценариев через функционал планирования удобен в случае с регламентными сценариями, ассоциированными с плановыми работами по изменению состояния системы (обновление, изменение настроек и т. п.). Но для выполнения регулярных операций обслуживания такой функционал не очень удобен.
Примеры таких операций:
- создание резервных копий;
- регулярный перенос технологических данных с сервера в сетевое файловое хранилище;
- регулярный запуск внешней обработки для целей мониторинга системы.
Для выполнения регулярных однотипных операций обслуживания создана подсистема «Планировщик заданий». Подсистема оперирует понятиями Действие планировщика и Задание планировщика
Действие планировщика — это тот сценарий, который должен выполняться с определенной периодичностью.
Задание планировщика описывает, на каких машинах и по какому расписанию будет выполняться заданное действие. В задании планировщика указываются действие для выполнения, задается расписание задания и список машин, на которых предполагается выполнение данного задания.
Расписание задается в форме редактирования расписания регламентного задания и может быть задано с большой точностью.
Для каждого задания ведется журнал выполнения.
Другие возможности
Пользователям Центра администрирования также доступны:
- администрирование нескольких контуров за счет функционала разделения на проекты;
- разделение полномочий администраторов вплоть до использования разных комплектов сценариев;
- возможность выполнить тестовый прогон сценария без изменения состояния системы и т. д.