На странице лишь часть возможностей подсистемы «Бюджетирование и планирование». С полными возможностями можно ознакомиться в документации по «Бюджетированию» и «Планированию».
Планирование помогает организовать эффективную работу предприятия, давая возможность системно управлять взаимосвязанными элементами: сбытом, производством и закупками.
Планирование опирается на прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов, перспектив развития предприятия.
В процессе планирования составляется комплект планов, которые охватывают различные подразделения предприятия.
Для планирования запасов в 1C:Комплексная автоматизация используется подсистема «Бюджетирование и планирование». «Бюджетирование» - для составления бюджетов, контроля финансовых потоков. «Планирование» - для составления товарных планов и управления запасами.
Прикладное решение позволяет планировать следующие процессы:
Составлять взаимосвязанные планы продаж, производства, закупок, сборки (разборки). И с помощью этих планов координировать деятельность подразделений.
Формировать планы с различными горизонтами и периодами планирования.
Рассчитывать детальные планы на основе укрупненных планов. Например, разбить месячный план по неделям.
Использовать различные данные для составления планов: из системы и внешние. Например, накопленную в базе статистику по продажам, производству или закупкам; заказы клиентов. Загружать и выгружать Excel-файлы.
Настраивать различные формулы расчета планов.
Моделировать различные сценарии развития событий. Например: «Оптимистичный», «Реалистичный» и «Пессимистичный» сценарий. В рамках каждого сценария формировать свои планы продаж, производства и закупок. Название сценария и набор планов внутри сценария могут быть любыми.
Корректировать планы, в том числе используя методику «скользящего» перепланирования, когда новый план уточняет или полностью замещает старый.
Организовывать процесс утверждения планов с помощью статусов и версий планов.
Формировать заказы поставщику/на сборку (разборку)/на передачу в производство по планам закупок/производства/сборки (разборки).
Прогнозировать спрос на товары с помощью методики ассортиментного планирования и нормативов распределения, в том числе спрос на новинки продукции.
Автоматически учитывать сезонность продаж в планах продаж.
Товарное планирование часто является частью бюджетного процесса на предприятии. Поэтому в подсистеме «Бюджетирование» предусмотрен контроль процессов товарного планирования.
Товарные планы оперируют товаром и его количеством. В подсистеме «Бюджетирование» планы могут быть менее детальными.
Взаимосвязь подсистем «Планирование» и «Бюджетирование» зависит от того, как выполняется планирование:
Если «сверху вниз», то данные бюджетирования являются источником планирования. Сначала в подсистеме «Бюджетирование» формируется стратегический план в денежном выражении. На его основе формируются планы в подсистеме «Планирование». Абстрактная целевая цифра планов бюджетирования распределяется на товар и количество.
Если «снизу вверх», то данные планирования являются источниками бюджетирования. Собирается статистика по товарообороту, на основании которой формируются документы планирования в подсистеме «Планирование» и в будущем контролируется выполнение этих планов. При этом детальные данные планирования могут собираться и подстраиваться под суммовое планирование в подсистеме «Бюджетирование».
В качестве входной информации для планирования можно использовать:
Статистику товарооборота. Можно составить план продаж, опираясь на статистику продаж прошлых периодов.
Любые уже созданные планы могут быть источниками, на основе которых можно планировать. План закупок можно рассчитать на основе плана продаж.
Заказы на отгрузку (заказы клиентов, поставщикам, на перемещение и др.). Например, при составлении плана продаж можно учесть уже имеющиеся заказы клиентов.
Обороты бюджетов.
Внешние данные: загруженные файлы из Excel, любые табличные данные о товаре и количестве.
На выходе есть возможности:
Создать заказы на основе планов. Например, на основании плана закупок можно создать заказы поставщику.
Создать другие планы. Например, после создания и утверждения годового плана продаж данные этого плана становятся доступными для построения плана продаж на ближайший месяц.
Контролировать исполнение планов с помощью различных отчетов.
Формировать обороты бюджетов – в зависимости от того, как выполняется планирование: если «сверху вниз», то данные бюджетирования являются источником планирования. Если «снизу вверх», то данные планирования являются источниками бюджетирования.
Скользящее планирование – способ планирования, при котором предусмотрено замещение пересекаемых планов в одном периоде.
Рассмотрим методику скользящего планирования на схемах квартальных планов по месяцам. По сути, это не квартальные, а трехмесячные планы, так как из-за смещений это уже не календарный квартал.
Допустим, имеем план на квартал с января по март, сформированный в декабре прошлого года. Далее в конце января создаем скользящий план на три месяца с февраля по апрель, уточняя корректировками февраль и март по результатам работы в январе и по ситуации на рынке. При этом вводится план на апрель, таким образом, у компании на конец января снова есть трехмесячный план. Далее в феврале создаем новый скользящий план с марта по май и так далее. Каждый месяц выполняется корректировка планов.
Еще один пример «скользящего планирования» и его реализация в 1C:Комплексная автоматизация на схемах:
Контролировать процесс планирования можно через «задачи». Задачу можно создать на основании плана. В задаче указываем что нужно выполнить, сроки, ответственных, кто должен проверить и в какой срок. Затем задача «прилетает» на рабочий стол исполнителю.
В зависимости от того что человек будет делать, ему можно назначить права (с версии 2.5.4):
Перед началом планирования в системе необходимо настроить Сценарии планирования и Виды планов. В них хранятся основные параметры планирования, такие как периодичность планирования, горизонт планирования, правила заполнения планов.
Для хранения правил заполнения плана предусмотрены Источники данных планирования.
В качестве источников можно использовать любые данные, хранящиеся в информационной базе (продажи и закупки товаров за предыдущие периоды, данные о текущих заказах клиентов, предполагаемых поставках товаров, свободные остатки и т. д.). При настройке источника можно написать произвольный запрос к базе, либо использовать преднастроенный шаблон.
После того как заданы настройки, можно переходить к созданию документов планирования.
В системе для планирования предусмотрены следующие документы:
Оформлять и пересчитывать планы можно через рабочее место Управление процессом планирования (с версии 2.5.4).
В рабочем месте можно:
Когда планы созданы, можно проанализировать их на «сходимость». Для этого в системе есть отчет Сбалансированность планов.
Он покажет, выполнимы ли наши планы потребностей за счет планов обеспечения. Например, если мы запланировали продать больше, чем закупить, то это можно увидеть в отчете.
Процесс утверждения планов можно организовать в системе при помощи статусов.
Для планов предусмотрены статусы:
В процессе выполнения планов можно анализировать ход их выполнения с помощью отчетов Исполнение планов продаж/производства/закупок по подразделениям.