1С:Предприятие 8
Система программ

На странице лишь часть возможностей подсистемы «Бюджетирование и планирование». С полными возможностями можно ознакомиться в документации по «Бюджетированию» и «Планированию».

Планирование помогает организовать эффективную работу предприятия, давая возможность системно управлять взаимосвязанными элементами: сбытом, производством и закупками.

Планирование опирается на прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов, перспектив развития предприятия.

В процессе планирования составляется комплект планов, которые охватывают различные подразделения предприятия.

Для планирования запасов в 1C:Комплексная автоматизация используется подсистема «Бюджетирование и планирование». «Бюджетирование»  - для составления бюджетов, контроля финансовых потоков. «Планирование» - для составления товарных планов и управления запасами.

Прикладное решение позволяет планировать следующие процессы:

  • продажи;
  • производство;
  • закупки;
  • сборка и разборка товаров;
  • прогнозирование остатков;
  • внутреннее потребление товаров.

Основные возможности подсистемы «Планирования»

  • Составлять взаимосвязанные планы продаж, производства, закупок, сборки (разборки). И с помощью этих планов координировать деятельность подразделений.

  • Формировать планы с различными горизонтами и периодами планирования.

  • Рассчитывать детальные планы на основе укрупненных планов. Например, разбить месячный план по неделям.

  • Использовать различные данные для составления планов: из системы и внешние. Например, накопленную в базе статистику по продажам, производству или закупкам; заказы клиентов. Загружать и выгружать Excel-файлы.

  • Настраивать различные формулы расчета планов.

  • Моделировать различные сценарии развития событий. Например: «Оптимистичный», «Реалистичный» и «Пессимистичный» сценарий. В рамках каждого сценария формировать свои планы продаж, производства и закупок. Название сценария и набор планов внутри сценария могут быть любыми.

  • Корректировать планы, в том числе используя методику «скользящего» перепланирования, когда новый план уточняет или полностью замещает старый.

  • Организовывать процесс утверждения планов с помощью статусов и версий планов.

  • Формировать заказы поставщику/на сборку (разборку)/на передачу в производство по планам закупок/производства/сборки (разборки).

Возможности для планирования продаж

  • Прогнозировать спрос на товары с помощью методики ассортиментного планирования и нормативов распределения, в том числе спрос на новинки продукции.

  • Автоматически учитывать сезонность продаж в планах продаж.

Возможности подсистемы «Планирование» раскрыты в статье Академии ERP «Прогнозирование спроса».

Как связано «Планирование» и «Бюджетирование»?

Товарное планирование часто является частью бюджетного процесса на предприятии. Поэтому в подсистеме «Бюджетирование» предусмотрен контроль процессов товарного планирования.

Товарные планы оперируют товаром и его количеством. В подсистеме «Бюджетирование» планы могут быть менее детальными.

Сценарии формирования бюджета при товарном планировании

Взаимосвязь подсистем «Планирование» и «Бюджетирование» зависит от того, как выполняется планирование:

  • Если «сверху вниз», то данные бюджетирования являются источником планирования. Сначала в подсистеме «Бюджетирование» формируется стратегический план в денежном выражении. На его основе формируются планы в подсистеме «Планирование». Абстрактная целевая цифра планов бюджетирования распределяется на товар и количество.

  • Если «снизу вверх», то данные планирования являются источниками бюджетирования. Собирается статистика по товарообороту, на основании которой формируются документы планирования в подсистеме «Планирование» и в будущем контролируется выполнение этих планов. При этом детальные данные планирования могут собираться и подстраиваться под суммовое планирование в подсистеме «Бюджетирование». 

Какие данные можно использовать для составления планов?

В качестве входной информации для планирования можно использовать:

  • Статистику товарооборота. Можно составить план продаж, опираясь на статистику продаж прошлых периодов.

  • Любые уже созданные планы могут быть источниками, на основе которых можно планировать. План закупок можно рассчитать на основе плана продаж.

  • Заказы на отгрузку (заказы клиентов, поставщикам, на перемещение и др.). Например, при составлении плана продаж можно учесть уже имеющиеся заказы клиентов.

  • Обороты бюджетов.

  • Внешние данные: загруженные файлы из Excel, любые табличные данные о товаре и количестве.


Входы и выходы "Планирования"

На выходе есть возможности:

  • Создать заказы на основе планов. Например, на основании плана закупок можно создать заказы поставщику.

  • Создать другие планы. Например, после создания и утверждения годового плана продаж данные этого плана становятся доступными для построения плана продаж на ближайший месяц.

  • Контролировать исполнение планов с помощью различных отчетов.

  • Формировать обороты бюджетов – в зависимости от того, как выполняется планирование: если «сверху вниз», то данные бюджетирования являются источником планирования. Если «снизу вверх», то данные планирования являются источниками бюджетирования.

Как актуализировать планы?

Скользящее планирование – способ планирования, при котором предусмотрено замещение пересекаемых планов в одном периоде.

Рассмотрим методику скользящего планирования на схемах квартальных планов по месяцам. По сути, это не квартальные, а трехмесячные планы, так как из-за смещений это уже не календарный квартал.

Допустим, имеем план на квартал с января по март, сформированный в декабре прошлого года. Далее в конце января создаем скользящий план на три месяца с февраля по апрель, уточняя корректировками февраль и март по результатам работы в январе и по ситуации на рынке. При этом вводится план на апрель, таким образом, у компании на конец января снова есть трехмесячный план. Далее в феврале создаем новый скользящий план с марта по май и так далее. Каждый месяц выполняется корректировка планов.

Еще один пример «скользящего планирования» и его реализация в 1C:Комплексная автоматизация на схемах:


Как организовать процесс подготовки и утверждения планов?

Контролировать процесс планирования можно через «задачи». Задачу можно создать на основании плана. В задаче указываем что нужно выполнить, сроки, ответственных, кто должен проверить и в какой срок. Затем задача «прилетает» на рабочий стол исполнителю.

Как выглядит процесс планирования в 1C:Комлексная автоматизация?

Шаг 1 - Настроить права

В зависимости от того что человек будет делать, ему можно назначить права (с версии 2.5.4):

  • Администратор планирования - для настройки и редактирования правил заполнения планов.
  • Участник планирования - для формирования и обслуживания планов.
Доступные варианты прав

Шаг 2 - Настроить параметры процесса планирования

Перед началом планирования в системе необходимо настроить Сценарии планирования и Виды планов. В них хранятся основные параметры планирования, такие как периодичность планирования, горизонт планирования, правила заполнения планов.

Шаг 3 - Настроить правила заполнения планов

Для хранения правил заполнения плана предусмотрены Источники данных планирования.

В качестве источников можно использовать любые данные, хранящиеся в информационной базе (продажи и закупки товаров за предыдущие периоды, данные о текущих заказах клиентов, предполагаемых поставках товаров, свободные остатки и т. д.). При настройке источника можно написать произвольный запрос к базе, либо использовать преднастроенный шаблон.

Создание нового источника планирования, выбор из предопределенных шаблонов

Шаг 4 - Создать планы

После того как заданы настройки, можно переходить к созданию документов планирования.

В системе для планирования предусмотрены следующие документы:

  • Планы продаж по товарным категориям и по номенклатуре;
  • План производства;
  • План сборки (разборки);
  • План закупок;
  • План остатков;
  • План внутренних потреблений.

Оформлять и пересчитывать планы можно через рабочее место Управление процессом планирования (с версии 2.5.4).

Управление процессом планирования
 В рабочем месте можно:
  • Видеть планы с детализацией по товарам.
  • Вводить новые планы вручную или на основе автоматического расчета по дефицитам.
  • Видеть сбалансированность планов: сможем ли обеспечить наши продажи за счет производства и закупки?


Шаг 5 - Проанализировать «выполнимость» планов

Когда планы созданы, можно проанализировать их на «сходимость». Для этого в системе есть отчет Сбалансированность планов.

Он покажет, выполнимы ли наши планы потребностей за счет планов обеспечения. Например, если мы запланировали продать больше, чем закупить, то это можно увидеть в отчете.

Сбалансированность планов потребностей и обеспечения
 

Шаг 6 - Утвердить планы

Процесс утверждения планов можно организовать в системе при помощи статусов.

Для планов предусмотрены статусы:

  • В подготовке;
  • В работе;
  • Утвержден;
  • Отменен.

Шаг 7 - Проанализировать результаты

В процессе выполнения планов можно анализировать ход их выполнения с помощью отчетов Исполнение планов продаж/производства/закупок по подразделениям.