Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

"1С:Предприятие 8.0" для управления доставкой товара

А.Самбуев / "Финансовая газета", № 46, ноябрь, 2005

Для автоматизации деятельности компаний в части доставки товаров в сентябре этого года консультационно-внедренческая компания "НОВА" (1С:Франчайзи, г. Санкт-Петербург) выпустила прикладное решение "Нова:Управление доставкой товара". Данный программный продукт разработан на платформе "1С:Предприятие 8.0" и является дополнением к конфигурации "Управление торговлей". При разработке решения "Нова:Управление доставкой товара" был обобщен и проанализирован опыт, полученный в процессе автоматизации более десяти компаний, занимающихся дистрибьюцией товаров.

Использование развитых функциональных возможностей прикладного решения "Управление торговлей" способствует автоматизации решения различных задач оперативного и управленческого учета, анализа и планирования торговых операций. Решение "Нова:Управление доставкой товара" позволяет расширить область автоматизации компании и включить в нее бизнес-процессы логистики. Возможности программы обеспечивают оптимизацию логистических процессов при формировании маршрутов, контроль объемно-весовых характеристик транспортных средств, формирование и печать сопроводительных документов. Рассмотрим основные возможности программного продукта.

Планирование маршрутов

Ключевой функциональной возможностью программного продукта является режим "Формирование маршрутов". В этом режиме выполняется планирование порядка посещения организаций по указанным адресам для доставки заказов или для получения товаров от поставщиков. При этом также могут быть запланированы прочие задания, не связанные непосредственно с доставкой товара, такие, например, как получение денежных средств или документов.

В процессе распределения заданий водителям по доступным транспортным средствам для каждого транспортного средства логист может запланировать несколько рейсов в один день. Можно также запланировать доставку на будущий период. Планирование ведется с учетом графиков работы организаций - торговых точек и складов. Для различных видов грузов, подлежащих транспортировке, в систему вводятся данные об объеме и весе. В ходе формирования плана доставки система позволяет контролировать соответствие объема и веса грузов объемно-весовым характеристикам кузова транспортного средства и "уведомляет" логиста при их несоответствии.

Формирование и печать всех сопроводительных и финансовых документов выполняются в системе автоматически. Данная возможность оказалась особо актуальной для компаний - дистрибьюторов продуктов питания. При отгрузке продуктов питания в таких компаниях помимо стандартного набора первичных документов необходимо также оформлять различные сертификаты, справки и другие документы. При настройке рабочего места логист может выбрать как произвольные печатные формы, интегрированные непосредственно в конфигурацию, так и формы, подключенные к документам с использованием механизма "Подключение внешних печатных форм", реализованного в типовой конфигурации "Управление торговлей".

После возвращения водителя логист может зарегистрировать в системе выполнение ранее запланированных заданий. Невыполненные задания автоматически станут доступными для планирования последующих рейсов.

Режимы планирования графиков работы водителей и периодов доступности транспорта, реализованные в программе, весьма важны для компаний, использующих в своей работе большое количество водителей и транспортных средств. Собственные транспортные средства в системе считаются условно доступными всегда. В то же время для них можно указать периоды недоступности, например по причине ремонта. Для арендованного транспорта можно зафиксировать доступность в периоды сезонной активности. Предусмотрено планирование работы водителя с учетом его рабочего графика. Это могут быть графики работы, например "пять дней в неделю с восьми до двадцати часов ежедневно", "через день с шести до четырнадцати часов", или другие графики. Дополнительно можно учесть человеческий фактор, связанный с болезнями и отпусками.

Рабочее место логиста

Центральным объектом прикладного решения является рабочее место логиста, которое представляет собой экранную форму. Состав информации и ее расположение могут быть оптимизированы для оперативного принятия решений с учетом специфики конкретного предприятия. Благодаря тесной взаимосвязи отдельных подсистем конфигурации отображаемая информация содержит только минимально необходимый, но в то же время достаточный набор данных.

Рабочее место логиста состоит из трех разделов. В одном разделе представлена информация о невыполненных и не включенных ни в один маршрут заданиях водителей. Это невыполненные задания прошлых периодов, а также новые задания, выполнение которых запланировано на текущую дату. Для планирования маршрута логист может воспользоваться информацией о районе расположения места погрузки-разгрузки, адресе организации и режиме ее работы, весе и объеме товаров в заказе.

В следующем разделе логист получает информацию о доступных транспортных средствах, водителях, работающих по графику на каждом доступном автомобиле в день планирования, а также о времени начала и окончания интервала доступности. Интервал доступности в системе автоматически определяется при логическом пересечении графиков доступности транспорта, графиков работы водителей и уже запланированных рейсов. Данная возможность позволяет запланировать для одного автомобиля несколько рейсов.

Третий раздел рабочего места логиста содержит информацию о запланированных маршрутах и их составе. Отображаются данные о транспортом средстве, водителе, планируемой продолжительности рейса, загруженности кузова по весу и объему, а также адреса маршрута и порядок их посещения.

Интерфейс рабочего места логиста является интуитивно понятным. Операции при формировании маршрутов выполняются с помощью простых действий, методом перетаскивания строк из одной таблицы в другую - drag&drop. Благодаря удобству интерфейса обучение пользователей происходит за минимально короткое время.

Как показала практика, после внедрения системы уменьшается количество ошибок, связанных с человеческим фактором, и, как следствие, оптимизируется процесс доставки, а также существенно сокращаются издержки.

Запланировано дальнейшее развитие программного продукта в части интеграции с геоинформационными системами. Будут реализованы функции, позволяющие отображать и формировать маршрут непосредственно на карте, оптимизировать маршрут, а также формировать маршруты в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Это позволит еще больше упростить процессы по доставке товара. Кроме того, данные функциональные возможности обеспечат снижение профессиональных требований к должности логиста, поскольку хорошее знание карты города и актуальной ситуации на дорогах станет для него необязательным.

Запланирована также интеграция программы с оборудованием для спутникового слежения за передвижением транспортных средств, что позволит вести точный учет времени работы водителя, пройденного километража и контролировать перемещение транспорта. Данная функциональная возможность обеспечит получение информации о случаях нецелевого использования автотранспорта недобросовестными водителями.

Конфигурация "Нова:Управление доставкой товара" получила от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ "1С:Предприятие".

А. Самбуев
1С:ФРАНЧАЙЗИ "НОВА"
Контактный телефон (812) 335-06-67


Публикации по тематике: