Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

"1С:Предприятие 8": управление ремонтами и обслуживанием оборудования

И. Сидоров / "Финансовая газета" / № 43 (1035) / октябрь / 2011

Расходы на поддержание работоспособности оборудования на предприятиях реального сектора бывают довольно велики и являются существенной статьей затрат. В то же время автоматизация управления ремонтами и обслуживанием оборудования позволяет предприятиям значительно сократить расходы на техническое обслуживание и ремонты, снизить продолжительность простоев оборудования и увеличить его загрузку.

К хорошим результатам приводит автоматизация работы с технической и нормативной документацией. Техническая документация, которая используется для учета оборудования и планирования его технического обслуживания (ТО), может содержать в общей сложности от нескольких сот тысяч до миллионов страниц. Обработка документации в автоматическом режиме позволяет увеличить точность учета и повысить достоверность планирования, а также обеспечить выполнение требований надзорных органов. Решение о дальнейшей судьбе оборудования теперь принимается на основе полной информации о нем.

При плановом обслуживании оборудования уменьшается количество аварий и послеаварийных ремонтов, а также связанных с ними непредвиденных закупок материалов и комплектующих. В результате затраты за период на регулярное плановое обслуживание оказываются меньше, чем затраты на послеаварийные ремонты за тот же период.

Автоматизация управления материально-техническим обеспечением (МТО) ремонтов позволяет оптимизировать расходы на закупки. Расчет затрат на ТО выполняется по нормам.

Кроме того, автоматизация облегчает контроль за квалификацией персонала и ее соответствием работам по обслуживанию оборудования, а также контроль за выполнением работ.

Многие предприятия используют сегодня для решения перечисленных и ряда других задач прикладные решения "ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования" и "Управление ремонтным предприятием", разработанные совместно фирмой "1С" и центром разработки "ДеснолСофт" (1С:Франчайзи, г. Москва). Оба решения являются универсальными и их можно использовать на предприятиях любой отрасли.

Программа "ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования" позволяет организовать и автоматизировать работу с архивом нормативной и технической документации на оборудование, автоматически формировать графики планово-предупредительных работ, выписывать наряды на работы, вести учет выполненных работ и т.д.

Продукт "Управление ремонтным предприятием" представляет собой решение "ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования", интегрированное с прикладным решением "1С:Управление производственным предприятием 8".

Программа "Управление ремонтным предприятием" поддерживает все возможности "1С:Управление производственным предприятием 8", в том числе ведение бухгалтерского и налогового учета, управление взаиморасчетами, планирование производства, управление затратами и расчет себестоимости, управление продажами и закупками, управление отношениями с покупателями и поставщиками, управление персоналом, включая расчет заработной платы и т.д.

В сентябре 2011 г. фирма "1С" выпустила новую редакцию 1.3 программных продуктов "ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования" и "Управление ремонтным предприятием" на платформе "1С:Предприятие 8.2".

В процессе разработки новой редакции были проанализированы результаты внедрения и эксплуатации решения "ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования" более чем на 70 предприятиях различных отраслей, в том числе на "СКОМИ ОЙЛТУЛЗ(РУС)", "ЕК Кемикал", "Пешеланском гипсовом заводе", "AES Усть-Каменогорской ТЭЦ", "Новорязанской ТЭЦ", "Лианозовском электромеханическом заводе", "Брянском машиностроительном заводе", "Новочеркасском электровозостроительном заводе" и др.

Рассмотрим более подробно возможности решения "ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования".

Учет оборудования и нормативов

С помощью подсистемы "Учет оборудования и нормативов" решаются такие задачи, как сбор и поддержание в актуальном состоянии информации об оборудовании предприятия, его характеристиках, нормативах ремонта и ТО, а также предоставление необходимых данных другим подсистемам.

В новой редакции прикладного решения существенно усовершенствована система ведения справочной информации по оборудованию. Структура основных фондов предприятия теперь представлена в справочнике "Объекты ремонта" в виде "дерева", или, другими словами, иерархического списка, который может иметь произвольную структуру и любое количество уровней. Каждый элемент справочника соответствует отдельной единице оборудования и содержит о ней всю необходимую информацию, в том числе паспортные данные, свойства, технические характеристики, набор контролируемых показателей, список запасных частей и т.д.

Ведение списка оборудования в виде "дерева" позволяет упростить получение необходимой информации по объектам ремонта. При этом структуру "дерева", в зависимости от потребности, можно сформировать различным образом исходя из географического положения объектов или их функционального назначения, или зон ответственности сотрудников.

Например, структура "завод – цех – участок – станок" сформирована исходя из географического положения объектов и отражает их местонахождение с учетом подчиненности более крупной единице. При формировании структуры списка по функциональному назначению единицы оборудования подразделяются на группы по своему назначению, например "рейсмусные станки", "фрезерные станки", и включаются в отдельные ветки "дерева" объектов. Структура "дерева" по зонам ответственности похожа на структуру, сформированную исходя из географического положения объектов. Ключевое отличие состоит в том, что оборудование распределяется по группам в зависимости от ответственных лиц, за которыми оно закреплено.

Заметим, что система позволяет одновременно вести несколько вариантов иерархических структур оборудования. При этом одно "дерево" всегда будет основным, а остальные – альтернативными.

В подсистеме ведется учет перемещения оборудования. Предусмотрено ведение классификатора нормативных ТО и ремонтов. В зависимости от отсутствия или наличия на предприятии нормативов и технической документации к оборудованию для заполнения данного классификатора можно использовать один из двух способов. Первый способ предполагает автоматическую загрузку классификатора из внешней информационной базы нормативов с предварительным их согласованием и утверждением уполномоченными лицами. При использовании второго способа ввод нормативных ТО и ремонтов выполняется на основании нормативно-технологической документации предприятия.

В программе предусмотрено ведение технологических карт ТО и ремонтов. Технологическая карта представляет собой перечень операций и нормативных затрат, необходимых для их выполнения.

Учет показателей эксплуатации

Подсистема "Учет показателей эксплуатации" предназначена для хранения данных, которые характеризуют деятельность отдельных единиц оборудования в динамике. Возможности подсистемы позволяют вести учет осмотров, наработки и простоев оборудования, журнал дефектов, а также учет контролируемых показателей.

В рамках учета осмотров оборудования в программе предусмотрено автоматическое составление планов осмотров, в процессе проведения которых производится измерение контролируемых показателей оборудования и выявление его дефектов.

Для учета значений контролируемых показателей в программе используется документ "Учет контролируемых показателей". При вводе значения контролируемого показателя указываются оборудование, с которого снят этот показатель, вид показателя и его значение. В системе предусмотрены хранение допустимых значений контролируемых показателей и сравнение допустимых значений с фактическими. В случае если фактическое значение показателя не соответствует допустимому, то при проведении документа программа "сформирует" в окне служебных сообщений предупреждение об этом. На основании полученного предупреждения может быть принято управленческое решение о ремонте оборудования. Следует отметить, что при интеграции приборов для измерения показателей с программой уведомления о необходимости ремонта формируются автоматически. Значения контролируемых показателей используются, в частности, при формировании отчета, предназначенного для анализа текущего состояния оборудования.

Оперативные данные о дефектах и неисправностях оборудования, выявленные в процессе его осмотра, вводятся в журнал дефектов. На основании выявленного дефекта при необходимости создается заявка на его устранение. Ведение журнала дефектов позволяет систематизировать работу по их исправлению, а также накопить статистику по отказам оборудования. Данная статистика может быть использована для прогнозирования работы оборудования, а также корректировки нормативно-технической документации предприятия и соответствующей корректировки графиков планово-предупредительных работ (ППР).

Данные о наработке оборудования используются в программе в основном при расчете графика ППР. Поэтому для показателей наработки объекта оборудования целесообразно задавать ее значение за один день. На основании этого значения будет рассчитана плановая наработка объекта за период с учетом графика работы, в соответствии с которым производится его эксплуатация. При этом также будут учтены простои, зарегистрированные в системе.

(Окончание следует)

И. Сидоров
Фирма "1С"
Контактный телефон (495) 737-92-57


Публикации по тематике: