Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

"1С:Предприятие 8" в строительной компании

И. Мигунова / Финансовая газета / № 11 (1003) / март / 2011

Компания "СибЛидер" занимается строительством жилых домов в Красноярске с 2002 г. До некоторых пор на предприятии использовалось несколько учетных систем на платформе "1С:Предприятие 7.7".

По мере развития компании ведение различных видов учета в разных программах, а также отсутствие автоматизации управления строительным производством стали существенно замедлять работу. Объем информации постоянно увеличивался, и это усложняло ее анализ. Стало труднее рассчитывать себестоимость строительных объектов, оценивать объем планируемых поступлений от инвесторов и получать консолидированные данные о работе подразделений. Ни один из используемых программных продуктов не позволял получить полную информацию о хозяйственной деятельности компании.

В качестве партнера по внедрению новой автоматизированной системы была выбрана компания "Катран ПСК" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по строительству, г. Красноярск), предложившая проект, который по срокам и планируемым результатам полностью соответствовал критериям, установленным компанией-заказчиком.

По итогам обследования деятельности отделов компании было принято решение о создании автоматизированной системы на основе прикладного решения "1С:Управление строительной организацией 8" на платформе "1С:Предприятие 8".

Работы по проекту автоматизации были успешно выполнены за 10 месяцев, автоматизировано 46 рабочих мест. Новая информационная система используется для управления строительством, ведения бухгалтерского и налогового учета, учета продаж и затрат, расчета себестоимости, управления закупками, управления взаиморасчетами и денежными средствами, а также для решения ряда других задач.

Рассмотрим более подробно некоторые особенности информационной системы.

Управление строительным производством

Для строительной компании исключительно важны планирование и отслеживание фактического выполнения строительных работ по каждому объекту. От точности и детализации планирования зависит работа всех остальных участков предприятия, в том числе объем закупок строительных материалов и расчеты с поставщиками, бюджет доходов и расходов компании, объемы продаж, а также подбор персонала.

В результате автоматизации управления строительным производством планирование работ в компании стало более детальным и реалистичным. Все данные по объемам, срокам, ресурсам строительно-монтажных работ по объекту, включая строительные материалы и затраты на оплату труда, теперь вводятся в программу. В системе предусмотрено ведение календарных планов строительства каждого объекта с необходимой детализацией работ.

Для оперативного и точного учета факта выполнения работ к непосредственной работе с системой привлекли начальников участков – прорабов. Каждый прораб имеет собственный ноутбук, подключенный через Интернет к рабочей информационной базе главного офиса, в которую он вводит всю необходимую информацию по своей повседневной работе. Сегодня прораб может в режиме удаленного доступа формировать заявки на строительные материалы, регистрировать поступление материалов на участок, отражать в системе факт выполнения работ по форме КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", регистрировать для бригады сдельные наряды, а также списывать материалы на выполненные работы. Все перечисленные документы при этом тут же становятся доступны для просмотра сотрудникам главного офиса. Теперь, с одной стороны, прорабу не нужно отвлекаться от работы для того, чтобы отвезти подготовленные заявки и отчеты в головной офис, с другой – его заявки и отчеты становятся доступны сотрудникам производственно-технического отдела и отдела снабжения для дальнейшей работы с ними сразу после ввода их в систему.

С помощью информационной системы можно провести план-фактный анализ выполнения строительно-монтажных работ. Результаты этого анализа доступны руководству компании в оперативном режиме.

Управление закупками

Динамика процесса строительного производства и качество строительства в целом в значительной степени зависят от своевременной поставки на участки всех необходимых материалов. Раньше начальник отдела снабжения получал от прорабов заявки на строительные материалы в письменном виде, а затем обрабатывал их вручную. Еженедельный план закупок и платежей поставщикам формировался на основании обработанных заявок.

Сегодня недельный план закупок и платежей формируется автоматически на основании заявок, которые ввели в систему прорабы. Начальник отдела снабжения может оперативно анализировать выполнение заявок, сводя к минимуму случаи задержки поставок или "недовоза" сырья на строительные участки.

Управление продажами и взаиморасчетами

Цена реализации одного квадратного метра жилья зависит от многих факторов. До внедрения новой информационной системы сотрудники отдела продаж могли отслеживать взаиморасчеты с инвесторами и проданную площадь квартир только по данным бухгалтерии. При этом учет изменения цены одного квадратного метра и индивидуальных скидок в бухгалтерии предусмотрен не был. Для расчета стоимости нереализованных квартир и учета взаиморасчетов с инвесторами использовались электронные таблицы. Полученные данные зачастую были недостаточно точны и не всегда могли быть предоставлены руководству с необходимой оперативностью.

В новой информационной системе сотрудники отдела продаж получили в свое распоряжение инструмент, который позволяет вести учет реальной стоимости одного квадратного метра с учетом всех изменений цены и стоимости дополнительных услуг. С его помощью они также могут самостоятельно контролировать дебиторскую задолженность инвесторов и планировать поступления от них денежных средств согласно индивидуальному графику оплат инвестиционного договора.

Руководство компании сейчас в любой момент может получить данные о количестве сделок, заключенных с инвесторами, суммах платежей, поступивших по договорам долевого участия, реализованных квадратных метрах, а также информацию о задолженности инвесторов и просроченных платежах. Кроме того, руководству доступна информация о планируемых поступлениях денежных средств от инвесторов.

Учет в системе субподрядных работ, анализ остатков сумм, "не закрытых" по договорам, и анализ взаиморасчетов по субподрядчику позволили повысить эффективность контроля за работой субподрядчиков.

Управление затратами и себестоимостью

Благодаря внедрению системы экономическая служба и руководство имеют возможность самостоятельно получать оперативную информацию о затратах компании, а также о прибыльности строительных проектов. Это позволяет оценивать рентабельность каждого объекта строительства и своевременно принимать решения об оптимальном распределении бюджета.

Расчет заработной платы

Расчет заработной платы в строительной компании ведется по расценкам на виды работ, которые утверждены директором. В конце месяца прораб вводил данные об объеме выполненных работ в форму КС-2 и подавал директору на утверждение сдельные наряды. Расчет заработной платы выполнялся при этом вручную, наряды подавались в рукописном виде и поэтому требовали тщательной проверки.

Теперь прорабы формируют в системе сдельные наряды, которые заполняются на основании данных формы КС-2 и утвержденных расценок. Для формирования сдельного наряда прорабу необходимо только подобрать в форму наряда рабочих бригады, указать коэффициент трудового участия и с помощью одной кнопки рассчитать заработную плату. Для начисления заработной платы на основании сдельных нарядов в бухгалтерском учете применяется специальный механизм.

Данный механизм позволяет рассчитывать заработную плату "от обратного" с учетом районного коэффициента, северной надбавки и налога на доходы физических лиц.

Результаты автоматизации

Объединение всех ключевых участков учета строительной компании "СибЛидер" в единой информационной системе позволило повысить эффективность их работы. Сотрудники отделов получили удобный и действенный инструмент для выполнения своих должностных обязанностей, а руководство – возможность быстрого получения необходимой информации об оперативной, производственной и финансовой деятельности компании.

И. Мигунова
1С:Франчайзи "Катран ПСК"
Контактный телефон 8 (391)241-57-83


Публикации по тематике: