Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

"1С:Управление торговлей 8" редакция 11 – новое поколение управленческих решений на платформе "1С:Предприятие 8.2"

И. Сидоров / "Финансовая газета" / № 36 / сентябрь / 2010

(Продолжение. Начало см. в № 34, 35)

Управление правилами продаж

В своей деятельности торговое предприятие руководствуется определенной политикой в части ценообразования, назначения скидок и условий их применения, использования графиков оплаты за товары, реализованные оптом. Условия поставки товаров клиенту и получения оплаты за них являются частным случаем реализации данной политики в отношении конкретной сделки и отражаются в договоре с ним.

Указанные аспекты торговой политики предприятия можно условно объединить понятием "правила продаж". Возможности подсистемы "Управление правилами продаж" прикладного решения "1С:Управление торговлей 8" позволяют выполнить гибкую настройку правил ценообразования, назначить цены и скидки для товаров и настроить правила оплаты. В дальнейшем данные настройки используются при формировании типовых или индивидуальных соглашений с партнерами. Рассмотрим возможности подсистемы "Управление правилами продаж" более подробно.

Правила ценообразования

Для облегчения ценообразования, что особо актуально при большом количестве номенклатурных позиций, в программе реализовано распределение номенклатуры по ценовым группам. В ценовые группы объединяются товары, для которых применяются схожие правила ценообразования, например "Обувь отечественная", "Обувь импортная", "Обувь эксклюзивная", "Бытовая техника" и т.д. Каждая позиция номенклатуры может входить только в одну ценовую группу.

Распределение товаров по ценовым группам позволяет в дальнейшем задавать единые правила ценообразования для всех товаров, входящих в группу. При отсутствии необходимости в ценовых группах можно использовать правила ценообразования как общие для всех товаров.

При реализации товаров предприятие использует несколько видов цен – оптовую, мелкооптовую, дилерскую, розничную и т.д. Для анализа и разработки ценовой политики применяются технические или вспомогательные виды цен, например минимальная и максимальная цена конкурента, минимальная и максимальная цена поставщика и т.д.

В программе предусмотрено хранение любого количества видов цен. Для видов цен, которые используются при продаже товаров, устанавливается признак "Использовать при продаже клиентам". Цены с данным признаком, например дилерская, оптовая и розничная, будут отражаться в прайс-листе. Виды цен, которые применяются при передаче товаров между собственными организациями торгового предприятия, имеют признак "Использовать при передаче между организациями".

Каждый вид цены характеризуется способом формирования, правилами округления и валютой цены. В решении предусмотрено три способа формирования цены – "Задавать вручную", "Заполнять по данным информационной базы" и "Рассчитывать по другим видам цен".

Применение способа "Заполнять по данным информационной базы" позволяет рассчитывать цену с помощью некоторого алгоритма с использованием в качестве параметров необходимых данных информационной базы. Так, можно задать расчет цены как минимальной или средней из цен нескольких конкурентов.

Способ "Рассчитывать по другим видам цен" предполагает автоматический расчет цены на основании других видов цен по заданной формуле. Например, с помощью формулы можно задать, что "мелкооптовая цена" равна "оптовой цене", увеличенной на 10%. Формулы для расчета цены можно вводить вручную. Кроме того, для создания и редактирования формул в решении предусмотрен специальный конструктор.

Для различных видов цен можно использовать разные правила округления. Разные ценовые диапазоны выбранного вида цен также могут иметь различающиеся правила округления, сформированные с учетом так называемого психологического округления. Например, для цен, которые находятся в диапазоне от 1000 до 5000 руб., можно задать округление до целых рублей, а для цен более 5000 руб. – правило психологического округления. В результате цена товара стоимостью 5600 руб. будет изменена на 5599 руб. Правильно настроить психологическое округление можно с помощью конструктора.

Специальный механизм программы позволяет настроить диапазон допустимых цен, т.е. задать допустимые минимальные и максимальные цены реализации. С его помощью можно также установить допустимые максимальные цены закупки товаров. При настройке диапазона допустимых цен используются соответствующие виды цен. Вид цен "Максимальная цена реализации", например, может предусматривать ее расчет по формуле как "розничная цена", увеличенная на 5%.

Выход цены реализации за пределы диапазона допустимых цен контролируется программой при регистрации соглашения с клиентом и документов продажи. Аналогично при регистрации соглашения с поставщиком и документов покупки контролируется превышение цены покупки разрешенной максимально допустимой цены.

В программе предусмотрено ведение классификатора скидок и наценок. Реализован механизм их назначения при соблюдении одного или нескольких условий. Прикладное решение содержит семь типовых условий для предоставления скидок (наценок) – "за время продажи", "за форму оплаты", "за соблюдение графика оплаты", "за разовый объем продаж", "за пробную продажу", "за первую продажу партнеру" и "за накопленный объем продаж". С помощью любого типового условия, меняя его параметры, можно создать множество различных условий предоставления скидок (наценок). Предусмотрено одновременное применение скидок (наценок) в соответствии с выбранной стратегией – "минимум", "максимум", "сложение", "умножение" или "вытеснение".

Скидки (наценки) могут быть назначены автоматически при реализации товаров как оптом, так и в розницу.

Назначение цен на товары

Для назначения цен на товары, а также их актуализации применяется документ "Установка цен номенклатуры". Назначение цен выполняется для выбранных видов цен и отобранной номенклатуры в полуавтоматическом режиме. При заполнении документа в первую очередь вводятся цены, которые назначаются вручную. Остальные цены рассчитываются автоматически в соответствии с правилами ценообразования, заданными для каждого вида цен. При работе с документом система предоставляет маркетологу информацию о взаимной зависимости цен, т.е. о ценах, которые влияют на другие цены или, напротив, зависят от них. В результате проведения документа "Установка цен номенклатуры" на предприятии вводится в действие новый прайс-лист.

Для согласования новых, а также отредактированных цен в решении предусмотрен бизнес-процесс "Согласование цен". Его рекомендуется использовать в тех случаях, когда за назначение и утверждение цен отвечают разные сотрудники. Предварительным расчетом цен на предприятии может заниматься, например, маркетолог. При этом утверждение цен входит в обязанности финансового директора и руководителя предприятия. Если при выполнении бизнес-процесса в согласовании будет отказано, то для маркетолога будет сформирована задача по ознакомлению с причиной отказа. После принятия и регистрации решения о согласовании документ "Установка цен номенклатуры" автоматически проводится, а для маркетолога формируется задача по ознакомлению с положительным результатом согласования.

Правила оплаты

Программа позволяет зарегистрировать все графики или правила оплаты, которые используются на предприятии, в том числе состоящие из нескольких этапов. График оплаты может предусматривать, например, "30% предоплаты, 70% кредит на 5 дней после даты отгрузки", "Кредит в два этапа по 50% в течение месяца" и т.д.

Графики оплаты применяются при оформлении соглашений с клиентами. Они позволяют задать для клиента или группы клиентов условия оплаты, при выполнении которых товары будут отгружены, а также определить порядок ликвидации задолженности клиента, если ее появление предусмотрено. Программа позволят классифицировать и анализировать просроченную задолженность клиентов по заданным произвольным интервалам времени, например "от 1 до 6 дней", "от 7 до 14 дней" и т.д.

Типовые и индивидуальные соглашения

В программу "1С:Управление торговлей 8" ред.11 введено понятие "Торговое соглашение с клиентом", которое является развитием понятия "Договор" в решении предыдущей редакции.

Каждое торговое соглашение объединяет данные о ценах и скидках, условиях оплаты и поставки и других условиях продаж. Предусмотрено два вида соглашений – типовые и индивидуальные. Каждое типовое соглашение содержит типичную комбинацию условий продаж, которая часто используется на предприятии. Количество типовых соглашений не ограничено и зависит только от разнообразия используемых условий продаж.

В случае если клиенту предоставляются особые условия, которые отличаются от типовых условий продаж, то с ним заключается индивидуальное соглашение. Для ввода в действие индивидуального соглашения, как правило, запускается бизнес-процесс согласования, аналогичный бизнес-процессу "Согласование цен". В то же время пользователю, например руководителю отдела продаж или финансовому директору, может быть предоставлено право изменять условия продаж с конкретным клиентом без дополнительного согласования.

При оформлении документов продажи и оплаты система автоматически контролирует соблюдение условий продажи, указанных в соглашении с клиентом, и блокирует действия пользователя, результатом которых является нарушение этих условий.

Заметим, что применение некоторых из описанных возможностей не является обязательным условием эксплуатации программы. При отсутствии у предприятия потребности в использовании ценовых групп, или автоматических скидок, или скидок, заданных вручную, или в использовании бизнес-процесса "Согласование цен" каждую из этих возможностей можно отключить.

(Продолжение следует)

И. Сидоров
Фирма "1С"
Контактный телефон (495) 737-92-57


Публикации по тематике: