Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

"1С:Предприятие 8": реализация программы лояльности покупателей

М. Гейн / "Финансовая газета", № 42, октябрь, 2008 г.

Компания "Настроение" занимается розничной реализацией аудио- и видеопродукции, а также игр. Торговая сеть компании быстро развивается и в настоящее время состоит из более 90 магазинов в Москве и Подмосковье, 30 в Санкт-Петербурге и 10 в Самаре.

Программа лояльности "Настроение Бонус"

В 2007 г. руководство компании приняло решение о разработке и внедрении в центральном офисе, а также в магазинах Москвы и Подмосковья программы лояльности покупателей "Настроение Бонус" с использованием технологии Visual Cards, не имеющей на сегодняшний день аналогов в России. Особенностью данной технологии является применение специальных карт с наружным термослоем, на котором визуально отображается индивидуальная информация для покупателя – данные о количестве накопленных бонусов, информация о новых популярных товарах, интересных для конкретного покупателя, о специальных акциях и т.д. Перезапись информации на карте происходит при каждой покупке, термослой карты допускает многократную перезапись.

За каждую покупку в магазине сети участнику программы лояльности начисляются бонусы, один бонус равен одному рублю. Полученные при покупках бонусы суммируются и используются для оплаты товаров. Предусмотрены три уровня бонусов – 7, 9 и 12% от суммы покупки.

Карту "Настроение Бонус" покупатель получает бесплатно после разовой покупки на сумму не менее 1000 руб. Одновременно с этим он перемещается на первый уровень программы лояльности. Одним из ее ключевых понятий является "период", продолжительность которого составляет 90 календарных дней. В течение периода покупатель может подтвердить свое участие в программе на текущем уровне или перейти на следующий. Для подтверждения текущего уровня необходимо совершить в течение периода покупки на общую сумму не менее 400 руб., для перехода на следующий уровень – на общую сумму не менее 5000 руб.

Для реализации программы лояльности информация о накопленной сумме бонусов и дате окончания периода должна отражаться на карте "Настроение Бонус", а также регистрироваться в информационной системе с целью дальнейшего анализа и принятия обоснованных решений в случае конфликтов с покупателями.

Особенности проекта автоматизации

На момент принятия решения о внедрении программы лояльности в компании "Настроение" использовалась автоматизированная система на платформе "1С:Предприятие 7.7", основанная на прикладных решениях "1С:Торговля и склад 7.7" и "Штрих-М:Кассир". В то же время для обеспечения необходимых возможностей программы лояльности требовалась современная информационная система, обладающая более высокой производительностью и масштабируемостью. В результате было принято решение об автоматизации торговой деятельности и реализации программы лояльности на платформе "1С:Предприятие 8".

Работы по проекту автоматизации были выполнены специалистами компаний "АВРО-БУС" (1С:Франчайзи, г. Москва), "Штрих-М" (1С:Франчайзи, г. Москва) и ИТ-отдела компании "Настроение".

Информационная система должна была охватить центральный офис в Москве и все магазины в Москве и Подмосковье. На первом этапе проекта автоматизации требовалось перенести информационную базу из прежней системы в новую на основе прикладного решения "1С:Управление торговлей 8", а также перевести работу всех розничных магазинов на решение "Штрих-М:Кассир 5.0". После этого следовало реализовать в новой системе все необходимые функциональные возможности программы лояльности "Настроение Бонус".

Дополнительная специфика проекта заключалась в сжатых сроках исполнения, в необходимости согласованных действий специалистов нескольких компаний, а также в инновационном характере программы лояльности. Кроме того, в процессе выполнения работ по проекту требовалось обеспечить стабильный оперативный обмен данными между розничными магазинами и центральным офисом.

Реализация проекта автоматизации

После обследования бизнес-процессов компании "Настроение" были выполнены проектирование и внедрение новой информационной системы на основе прикладного решения "1С:Управление торговлей 8". При этом в системе были реализованы специальные механизмы, облегчающие повседневную работу менеджеров отделов продаж и закупок. В процессе внедрения также был осуществлен перенос данных в новую систему, проведено обучение пользователей и оказана поддержка в момент перехода к ее эксплуатации. В магазинах был выполнен переход на прикладное решение "Штрих-М: Кассир 5.0".

На следующем этапе в новую информационную систему была внедрена подсистема программы лояльности "Настроение Бонус". Для этого в системе была реализована возможность считывания и записи данных на карты Visual Card с помощью специального термопринтера. Были также предусмотрены возможности, необходимые для ввода анкетных данных клиентов, инициализации карт и подарочных сертификатов, регистрации рекламных акций, а также для анализа данных. Так, система позволяет анализировать накопленные и потраченные бонусы по типам карт, проводить мониторинг потоков клиентов, получать статистику по продажам для каждого сегмента покупателей, определять эффективность работы программы лояльности в целом и т.д.

Для поддержки программы лояльности в магазинах непосредственно на рабочих местах в решении "Штрих М:Кассир 5.0" реализована возможность регистрации факта выдачи покупателю карты, а также начисления бонусов на карту при покупке. Предусмотрены регистрация как покупки товара по карте за счет бонусов, так и возврата данного товара, а также возможность оплаты товара подарочными сертификатами, печать на карте персональной информации для клиента и т.д.

В системе имеются все необходимые средства для обмена данными в автоматическом режиме между центральным офисом и розничными точками по всем параметрам программы лояльности.

Результат проекта автоматизации

В процессе проделанной работы все задачи проекта автоматизации были решены. Складской учет сети "Настроение" ведется с использованием программы "1С:Управление торговлей 8", розничные точки переведены на решение "Штрих-М: Кассир 5.0".

Подсистема управления программой лояльности позволила организовать оперативное управление бонусными картами, начисление бонусов, списание их при покупке и т.д. Маркетологи торговой сети могут планировать различные акции, оперативно сообщать о них покупателям при помощи информации, напечатанной на бонусной карте. Они также могут анализировать результаты работы программы по уровням карт, сегментам покупателей и по другим параметрам, отслеживать интересы потребителей к различной продукции и использовать полученную информацию для принятия обоснованных управленческих решений.

Кроме того, одновременно с запуском подсистемы программы лояльности в торговой сети "Настроение" реализовано ее расширение – возможность приема оплаты подарочными сертификатами. В настоящее время специалисты сети оценивают результаты эксплуатации автоматизированной системы и намечают направления ее дальнейшего развития. Планируется внедрение программы лояльности и в региональных торговых сетях "Настроение".

 

М. Гейн
1С:Франчайзи "АВРО-БУС"
Контактный телефон (495) 234-44-41


Публикации по тематике: