Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

Укрупнение бизнеса диктует новые подходы к системе управления бизнесом и ее автоматизации

И.Жутаева / "Финансовая газета", №№ 22-23, май-июнь, 2008

Успешное развитие компании приводит по многим причинам к усложнению различных аспектов ее бизнеса. Как правило, становится сложнее организационная структура головной компании, создаются или приобретаются филиалы и дочерние организации. В результате происходит преобразование компании в холдинг, а это ведет, в частности, к увеличению и усложнению ее внутреннего документооборота. Положительная динамика продаж продукции, товаров и услуг сопровождается увеличением количества контрагентов и ростом наполнения внешних информационных потоков. Развитию бизнеса компании также сопутствует изменение стратегических целей и задач. Перечисленные факторы наряду с некоторыми другими приводят к изменению приоритетов в управлении бизнесом по мере его роста.

Изменение приоритетов в управлении бизнесом

Если для управления небольшим бизнесом необходимо организовать ведение на всех участках бухгалтерского и налогового учета, предусмотреть формирование регламентированной отчетности, а также ведение оперативного учета текущей деятельности в нужных разрезах с возможностью получения необходимых данных для принятия управленческих решений, то для компании с холдинговой структурой этого уже недостаточно.

Цели быстро развивающихся компаний зачастую предусматривают освоение новых территориальных сегментов рынка, выпуск новых видов продукции, диверсификацию бизнеса и т.д. Достижение растущим холдингом с разветвленной структурой поставленных целей предполагает решение задач по формализации стратегии группы предприятий, по созданию гибкой системы управления холдингом, по привлечению инвестиций и требует наличия консолидированной корпоративной финансовой отчетности.

Корпоративная финансовая отчетность позволяет владельцам холдинга, кредиторам, инвесторам, аудиторам и другим внешним и внутренним пользователям получить цельное представление о состоянии бизнеса группы компаний. Она также используется для принятия взвешенных и аргументированных управленческих решений. Формирование корпоративной отчетности при этом должно происходить в приемлемые сроки и выполняться с допустимыми издержками на ее подготовку.

В то же время существует ряд обстоятельств, которые препятствует своевременному получению адекватной корпоративной отчетности. Разные хозяйствующие субъекты холдинга, как правило, применяют разную учетную политику. При этом приведение всех субъектов к единой учетной политике не всегда экономически целесообразно, а в некоторых случаях, например для предприятий, находящихся под юрисдикцией иностранных государств, просто невозможно. Кроме того, разные предприятия, входящие в холдинг, могут применять разные системы для автоматизации учета и управления.

В результате, как показывает практика, задача формирования корпоративной финансовой отчетности требует наличия квалифицированных работников и внешних консультантов, а также новых современных средств автоматизации.

Помимо формирования корпоративной отчетности актуальной задачей для российских холдингов является также внедрение таких современных управленческих и информационных технологий, как бюджетирование и сбалансированная система показателей. Использование бюджетирования позволяет распределить ресурсы хозяйствующего субъекта во времени оптимальным образом. Применение сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard) позволяет с помощью простых и понятных ключевых показателей эффективности KPI (Key Performance Indicator) преобразовать стратегические цели холдинга в оперативный план деятельности отдельных предприятий, подразделений, а также основных работников холдинга и контролировать их достижение.

Намерение собственников холдинга получить инвестиции, необходимые для реализации длительных проектов, или, например, повысить капитализацию компании с целью ее дальнейшей продажи в некоторых случаях приводит их к решению о первичном размещении акций компании на фондовой бирже – к решению о выходе на IPO (Initial public offering).

Подготовка к выходу на IPO подразумевает в обязательном порядке обеспечение прозрачности бизнеса и публичности компании. В рамках решения этой задачи возможно понадобится проведение реструктуризации компании с целью перехода от существующей структуры к юридически прозрачной и экономически обоснованной. В условия подготовки к IPO входят формирование консолидированной финансовой отчетности холдинга по российским и международным стандартам (МСФО), а также ее аудит, внедрение современных корпоративных стандартов управления и другие требования.

Для решения многих задач, из числа описанных выше, фирма "1С" предлагает программный продукт "1С:Консолидация 8". Данный программный продукт позволяет автоматизировать сбор и централизованное хранение отчетов бизнес-единиц, входящих в холдинг, консолидацию управленческой и бухгалтерской отчетности. С его помощью можно реализовать бюджетное управление как отдельными компаниями, так и группами компаний. Программа позволяет трансформировать отчетность, сформированную по одним стандартам, в отчетность по другим стандартам – РСБУ, МСФО, US GAAP и т.д.

Структура холдинга, периметры консолидации

Перед началом процесса консолидации необходимо определить структуру подчиненности бизнес-единиц, входящих в холдинг, и получить таким образом представление об организационно-хозяйственных связях между ними. На следующем этапе нужно задать периметр консолидации, другими словами определить совокупность бизнес-единиц, для которых будет сформирована консолидированная отчетность.

Структура холдинга может быть различной и зависит от специфики деятельности, а также от способов решения задач управления. Например, в простейшем случае структура холдинга может представлять собой материнскую компанию и несколько подчиненных ей дочерних предприятий. Такая структура обеспечивает прозрачность владения и относительную простоту контроля владельцев над всеми предприятиями холдинга.

В холдинге с более сложной структурой дочерние предприятия могут быть связаны отношениями взаимного владения. Во многих из них также могут присутствовать доли миноритарных акционеров. Эти обстоятельства усложняют консолидацию отчетности.

Кроме того, интересы бизнеса могут требовать обобщения данных по организациям, сегментированным по разным признакам – отраслевым, региональным и т.д. Перечень организаций, включенных в периметр консолидации, также может зависеть от пользователей, для которых составляется консолидированная отчетность.

Интересы развития бизнеса могут потребовать использования гибкой структуры управления, которая отличается от организационной. В этом случае может появиться необходимость в консолидации отчетности не только юридических лиц, но и филиалов, обособленных подразделений и центров финансовой ответственности (ЦФО). При этом ЦФО могут быть различных видов – центры инвестиций, центры доходов, центры затрат и центры прибыли.

Программный продукт "1С:Консолидация 8" разработан с учетом требований, предъявляемых современным бизнесом, и его можно использовать для консолидации отчетности во всех случаях, описанных выше.

В программе предусмотрена разработка отчетных форм для бизнес-единиц – организаций в составе холдинга, филиалов, ЦФО и т.д. "1С:Консолидация 8" позволяет описать различные аспекты организационно-финансовой структуры группы – состав бизнес-единиц, иерархическую структуру подчиненности, применяемые по отношению к бизнес-единицам методы консолидации, а также состав собственников и доли их владения бизнес-единицами группы.

Определяются периметры консолидации – группа, субхолдинг, отраслевой или географический сегмент. В одной информационной базе можно поддерживать несколько периметров консолидации. Это позволяет выполнять консолидацию поэтапно, формировать отчетность по сегментам и т.д. Рассчитываются доли полного владения каждой организационной единицы периметра со стороны владельцев периметра консолидации, при этом учитываются такие сложные доли владения, как косвенные и встречные.

В зависимости от реальной степени контроля над отдельными предприятиями со стороны группы в программе используются различные методы консолидации – "Полная консолидация", "Метод долевого участия" и "Пропорциональная консолидация".

Периметры версионируются. Это позволяет хранить историю приобретений и выбытий компаний в составе холдинга. При консолидации "Отчета о прибылях и убытках" принимаются во внимание приобретения и выбытия отчетного периода. При этом значения показателей на дату приобретения или выбытия регистрируются или соответственно исключаются из расчета.

В случае если на предприятиях холдинга используется различная учетная политика, то для отчетов, полученных от них, применяются разные правила обработки. Данные правила определяются для отдельных организационных единиц или для периметров и содержат алгоритмы трансформации и консолидации отчетности.

Управление эффективностью бизнеса

Динамичное развитие российских холдингов требует качественной системы управления. Современная практика управления использует множество концепций и подходов, направленных на повышение эффективности, на обеспечение роста и развития бизнеса. Одним из таких подходов является бюджетирование.

Сегодня бюджетирование представляет собой управленческий инструмент контроля и планирования ресурсов, выраженных в исчисляемых показателях, предназначенный для достижения стратегических целей компании.

Внедрение бюджетирования предполагает разработку бюджетной модели и регламентов ведения бюджетов. Базисом для построения бюджетного процесса является финансовая структура. Важно отметить, что финансовая структура не повторяет организационную. Центрами финансовой ответственности могут быть как отдельные предприятия, так и агрегированные бизнес-единицы, объединяющие предприятия по определенному признаку.

Программа "1С:Консолидация 8" позволяет создать финансовую структуру исходя из стратегии развития компании. Предусмотрен ввод бюджетов в виде таблиц, т.е. близким и понятным для нефинансовых участников бюджетного процесса способом. Поддерживается импорт данных в разных форматах из различных автоматизированных систем.

Для достижения стратегических целей собственников часто используется подход, предусматривающий декомпозицию главной цели. Пример возможной декомпозиции главной цели "Рост чистой прибыли на 30%" приведен на рисунке.

Декомпозиция цели "Рост чистой прибыли на 30%"

В процессе декомпозиции для каждой цели иерархического дерева целей в численном виде указывается ключевой показатель эффективности, к которому надо стремиться.

В методической модели бюджетирования, включенной в версию программы "1С:Консолидация 8 ПРОФ", приведены примеры ключевых показателей эффективности KPI, формулы их расчета и бизнес-процессы, позволяющие автоматически контролировать их достижение. Состав KPI, приведенный в бюджетной модели, может быть изменен в соответствии со стратегическими целями компании.

И. Жутаева
Фирма "1С"
Контактный телефон: (495) 737-92-57


Публикации по тематике: