Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

«1С:Предприятие 8»: универсальное решение для строительных организаций

И.Сидоров / "Финансовая газета", № 37 (821), сентябрь, 2007

Строительные организации нуждаются в автоматизации большого количества участков учета и управления. Это участки бюджетирования, управления проектами и договорами, составления строительных смет, управления затратами и снабжением, бухгалтерского учета и др. Для автоматизации работы с данными на различных участках в строительной организации, как правило, используется несколько специализированных программных продуктов различных производителей, в лучшем случае интегрированных в единую информационную систему.

Для комплексной автоматизации строительных организаций фирма «1С» предлагает универсальный программный продукт «1С:Управление строительной организацией» на платформе «1С:Предприятие 8». Универсальный характер данного программного продукта обусловлен тем, что он позволяет полноценно автоматизировать все необходимые на текущий момент участки строительной деятельности, начиная от управления проектами, бюджетирования, бухгалтерского и налогового учета, управления строительной техникой, сметного ценообразования и заканчивая управлением персоналом и формированием регламентированной отчетности. Программа «1С:Управление строительной организацией» является совместной разработкой фирм «1С» и «Эрти» (1С:Франчайзи, г. Москва), выполненной на основе прикладного решения «1С:Управление производственным предприятием».

При разработке программы были проанализированы и учтены современные методики управления строительной организацией, а также опыт успешной автоматизации строительных организаций, накопленный фирмой «1С» и партнерским сообществом. Разработчики программы обладают профильным образованием и имеют опыт работы в строительном комплексе. В постановке задач для подсистемы управления строительным производством и ее тестировании принимали участие специалисты компании «Импульс-ИВЦ» (1С:Франчайзи, г. Москва). В процессе подготовки нормативных баз подсистемы сметного ценообразования участвовали специалисты компании «Эрикос ЦСП» (1С:Франчайзи, г. Екатеринбург).

Программный продукт «1С:Управление строительной организацией» разработан на основе решения «1С:Управление производственным предприятием», поэтому он содержит все его функциональные возможности, позволяющие организовать единую информационную систему для управления различными аспектами деятельности предприятия – от учета материалов до планирования производства. В подсистеме бухгалтерского и налогового учета «Бюджетирование и управление денежными средствами», а также в подсистеме «Управление персоналом» программы учтена специфика деятельности строительных организаций. В состав системы также входят подсистемы «Управление строительным производством», «Управление строительной техникой», «Сметное ценообразование» и «Управление долевым строительством».

Рассмотрим некоторые особенности подсистемы «Управление строительным производством» данного программного продукта.

С помощью данной подсистемы решаются такие задачи, как формирование календарных планов строительства, получение информации о потребности в необходимых ресурсах, ведение производственного учета и анализ хода выполнения строительно-монтажных работ. Подсистема может использоваться как в головной организации строительного холдинга, так и в организациях, входящих в его структуру, а также в подрядных организациях.

Подсистема «Управление строительным производством» построена на работе с проектами и портфелями проектов. У каждого проекта имеются адрес объекта строительства, планируемые и фактические даты его начала (окончания), «сценарии», «субъекты проекта», «склад списания материалов» и инженерно-технические работники, участвующие в его выполнении. Для каждого проекта можно назначить несколько сценариев, или вариантов исполнения, например, «оптимистичный», «минимальный срок исполнения», «минимальные затраты», «рабочий» и т.д. Сценарий характеризуется графиком работ – «Основной (пятидневка)», «Двухсменный» и др. Под «субъектами проекта» понимаются организации или подрядные коллективы, которые принимают участие в строительстве объекта.

Для ввода и отображения данных о работах, производимых в рамках как одного проекта, так и всех проектов организации или холдинга, используется справочник «Работы». Для каждой работы назначается исполнитель, вводится информация о ее продолжительности, необходимых ресурсах и материалах, в соответствии с технологическим циклом указываются взаимосвязи с другими работами. Общая стоимость работы рассчитывается автоматически.

Вводить работы можно как «сверху вниз», так и «снизу вверх». При вводе «сверху вниз» на начальном этапе планирования указываются укрупненные этапы работ, которые в дальнейшем детализируются до единичных работ. Способ «снизу вверх» предусматривает ввод единичных работ, которые затем группируются в этапы.

Справочник «Работы» позволяет получить всю информацию о работах в разрезе проектов по холдингу в целом, а также в разрезе организаций, выполняющих данные проекты. Графическое представление структуры работ можно вывести в виде диаграммы Ганта, а также в виде сетевого графика. В виде диаграммы Ганта также предусмотрено формирование отчетов «Загруженность ресурсов», «Занятость исполнителей», «Потребность в материалах», «Динамика выполнения работ», «Потребность в денежных средствах». Отчеты могут быть трех типов – «План», «Факт» и «План и Факт».

Следует отметить, что заполнение справочника «Работы» вручную является достаточно трудоемкой задачей. Для ее облегчения в программе предусмотрена автоматическая загрузка информации о работах из подсистемы «Сметное ценообразование». Для организаций, работающих с программой MS Project, реализована «загрузка-выгрузка» данных.

После внесения всех необходимых работ и определения всех их свойств и взаимосвязей происходит расчет календарного плана с выделением критических работ и резервов времени для некритических работ.

В процессе формирования календарного плана система позволяет использовать различные подходы к планированию – «ограничение по времени» или «ограничение по ресурсам». При «ограничении по времени» главным приоритетом организации является завершение проекта «точно в срок». В этом случае после использования всех собственных ресурсов привлекаются дополнительные ресурсы со стороны, а также подрядчики. При планировании с «ограничением по ресурсам» учитываются только собственные ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации. В результате сроки выполнения проекта могут меняться. Календарный план можно также сформировать с учетом графиков выполнения работ и графиков работы доступных ресурсов.

На практике строительная организация выполняет одновременно десятки, возможно сотни проектов, в которых участвуют одни и те же ресурсы – исполнители и строительные механизмы. Для оптимизации календарных планов в системе предусмотрен специальный алгоритм. Его применение позволяет выполнить перестановку ресурсов по временной шкале таким образом, чтобы обеспечить оптимальное использование ресурсов во всех работах по всем проектам. Графически календарный план может быть представлен в виде диаграммы Ганта или сетевой диаграммы, и его можно редактировать в визуальном режиме.

После расчета календарного плана у проекта появляются планируемые сроки начала и окончания, возможность планировать использование основных ресурсов и материалов, а также потребность в денежных средствах. Деятельность непосредственных исполнителей работ календарного плана можно запланировать с помощью документа «Назначение исполнителей на работы».

После утверждения календарного плана для линейных руководителей на его основе можно сформировать и напечатать «Недельно-суточные графики СМР», представляющие собой задания на выполнение календарного плана. Кроме того, в печатную форму недельно-суточного графика линейный руководитель вписывает фактические данные о выполнении работ, которые впоследствии будут введены в систему с помощью документа «Выполнение работ календарного плана». Печатная форма данного документа представляет собой «Акт выполненных работ» по форме КС-2. Списание материалов на работы по календарному плану выполняется посредством документа «Требование-накладная».

Для анализа данных о выполнении запланированных работ используются различные отчеты – «Выполнение работ» «Расход материалов», «Загруженность ресурсов», «Стоимость выполнения работ», «Потребность в материалах» и др. Вся информация о фактическом исполнении проектов в разрезе любого проекта или организации либо в разрезе всего холдинга представлена в отчете «Рапорт руководителю».

Программный продукт может использоваться в работе бухгалтерии, а также в финансовом и производственном отделах, сметном отделе, отделах материально-технического снабжения и механизации, отделе кадров и других подразделениях строительной организации.

И. Сидоров
Фирма "1С"
Контактный телефон (495) 737-92-57


Публикации по тематике: