Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

«1С:Предприятие 8» для управления работами по ремонту и обслуживанию оборудования

С.Овчинников / "Финансовая газета", № 27, июль, 2007

Для многих промышленных предприятий затраты на ремонт и обслуживание оборудования составляют значительную часть бюджета. Помимо прямых затрат у предприятия также появляются косвенные затраты, связанные с простоем производства, снижением качества продукции и падением производительности труда при работе на ненастроенном оборудовании. Следует отметить, что большой объем технической документации на оборудование и документов по ремонту, их сложная структура делают любой анализ и учет работ по обслуживанию оборудования без использования средств автоматизации мало эффективным.

Для информационного обеспечения и управления работами по техническому обслуживанию и ремонту оборудования компания «Деснол Софт Проджект» (1С:Франчайзи, г. Москва) предлагает типовое прикладное решение «Ремонт-Эксперт». Данный программный продукт разработан на платформе «1С:Предприятие 8».

В программе реализованы учет и хранение технической документации на оборудование. Предусмотрено составление графиков планово-предупредительных ремонтов и проверок. Система позволяет формировать пакет всех документов, необходимых для проведения ремонта, в том числе заявки, дефектные ведомости, акты, допуски и др. Она поддерживает возможность управлять как плановым, так и внеплановым ремонтом, который выполняется по заявке производственных служб, с формированием всей необходимой документации. В системе предусмотрено формирование нарядов для работников ремонтных подразделений с указанием квалификационных требований, необходимого инструмента и материалов. Реализовано автоматическое формирование потребности в материалах с разбивкой поставок по времени.

Одно из внедрений системы «Ремонт-Эксперт» состоялось в сети автозаправочных комплексов «Юкос» в Тверском регионе. Предпосылкой для автоматизации послужило желание руководства предприятия обладать реальной информацией о своих активах, а также снизить затраты на обслуживание оборудования.

Инвентаризация активов

На первом этапе внедрения были проведены инвентаризации активов и ввод в систему данных об оборудовании. Следует отметить, что бухгалтер оперирует с бухгалтерскими данными, механик – с технической информацией об оборудовании. В результате они часто плохо понимают друг друга. Реестр оборудования, составленный бухгалтером, оказался, например, совсем не прост для восприятия механика. Техническим специалистам также зачастую сложно объяснить целесообразность организационных процедур, обусловленных правилами ведения учета. В отчетах бухгалтерии, с другой стороны, отсутствует информация о реальном состоянии оборудования.

Учет оборудования в системе ведется в удобной иерархии, начиная от предприятия, цеха, участка и заканчивая конкретными видами оборудования. Информация об объектах, участках, насосах и их составляющих удобно графически сгруппирована и интуитивно понятна для механиков. У механика появился простой доступ к технической документации, необходимой ему в работе, а бухгалтер приобрел уверенность, что они с механиком работают с одними и теми же видами оборудования.

Графики обслуживания

После наведения порядка в учете оборудования работники предприятия перешли к составлению графиков его обслуживания. График формируется на основе данных о фактической наработке единицы оборудования и ее технического паспорта. Система позволяет автоматически формировать графики как по всему предприятию сразу, так и по цеху, установке и конкретному оборудованию. При этом минимизируются простои оборудования для целей обслуживания. Все графики можно корректировать вручную.

Составление графиков работ по ремонту дало возможность предприятию сразу четко и ясно спланировать затраты и необходимые поставки материалов. Первое время, пока персонал еще не привык к плановой работе, некоторые заявки и работы иногда не отражались в системе. Но они легко выявлялись на еженедельных совещаниях.

Планирование обслуживания

Автоматизация разнесения затрат на ремонт по объектам обслуживания позволила составить рациональный план обновления основных фондов. На предприятии, например, давно была известна проблема, связанная с малым ресурсом работы дренажных насосов. Покупались недорогие насосы, которые достаточно быстро выходили из строя. Эта ситуация сохранялась до тех пор, пока в системе не был сформирован отчет с данными о фактических затратах на обслуживание насосов. После анализа полученной информации оказалось, что срок окупаемости инвестиций в более дорогое оборудование составляет менее полутора лет и его эксплуатация позволяет получить в перспективе значительную экономию средств.

Объекты предприятия распределены по всей Тверской области, затраты на транспорт ремонтной бригады составляли значительную сумму. Система обеспечила оптимизацию графика работ за счет параллельного выполнения некоторых из них. Это позволило в результате сократить транспортную составляющую затрат и получить заметную экономию средств.

Уточнение ремонтных циклов оборудования и учет сезонности работ также привели к значительной экономии. При сокращении межремонтных периодов для некоторых видов оборудования уменьшились количество аварий и стоимость капитальных ремонтов. Для других видов оборудования в результате более точного учета наработки появилась возможность сократить объем планового обслуживания и уменьшить количество «лишних» ремонтов.

В настоящее время на предприятии принято решение о постепенном переходе к более точному нормированию работ. Не секрет, что в развитых странах производительность труда в ремонтных службах превышает аналогичные показатели в нашей стране в два-три раза. Одним из факторов этого является жесткое нормирование операций. Для перехода к такому нормированию требуются значительные затраты времени и планомерная работа по сбору статистики. Руководство предприятия поставило задачу по уточнению норм и отвело на эту работу один год. В процессе решения этой задачи необходимо учитывать в системе фактическое время выполнения той или иной операции, проводить еженедельный анализ и сравнение с планом фактических трудозатрат, а также выявлять причины отклонений.

Работники бухгалтерии оказали механикам большую поддержку при переходе к работе по новой схеме. До автоматизации у бухгалтерии была проблема с отнесением затрат, особенно материалов, на объекты ремонтов. Решение этой проблемы проходило в спорах со службой механиков. С запуском системы «Ремонт-Эксперт» проблема была решена. Теперь служба механиков самостоятельно ведет строгий учет, подкрепленный первичными документами, актами и накладными. Работник бухгалтерии получает все необходимые отчеты, данные и может загрузить их в используемую для ведения бухгалтерского учета программу «1С:Бухгалтерия 7.7».

Любые программы для управления работами по ремонту и обслуживанию оборудования требуют тесной интеграции с другими системами – с бухгалтерской программой, системой материально-технического обеспечения и кадровой системой. Для предприятия, которое уже использует типовые решения на платформе «1С:Предприятие 8», оптимальным выбором для управления работами по ремонту является «Ремонт-Эксперт» как система, работающая на этой же платформе.

Сегодня вслед за производственными объектами принято решение использовать систему «Ремонт-Эксперт» также для управления работами по обслуживанию и ремонту оборудования офиса и инженерных систем офисного здания.

С. Овчинников
1С:Франчайзи "Деснол Софт Проджект"
Контактный телефон (495) 917-50-65


Публикации по тематике: