Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

«1С:Предприятие 8.0»: оперативный учет на заводе сантехнических изделий

О.Мельникова / "Финансовая газета", № 36, сентябрь, 2006

Российско-австрийская компания «Астра-Форм», основанная в 2002 г., специализируется на выпуске сантехнического оборудования из минерального сырья методом литья. В настоящее время компания выпускает более 30 видов оригинальных изделий сантехники высшего качества в широкой цветовой гамме. Целью компании «Астра-Форм» является превращение санитарно-технических и гидромассажных изделий в эстетические элементы современного жилища, доступные для людей с различными финансовыми возможностями.

Интенсивные темпы роста объемов производства потребовали от руководства компании повышения качества управления процессами на основе автоматизации.

В результате руководство предприятия приняло решение о создании автоматизированной системы силами сторонних разработчиков. В качестве подрядчика была приглашена компания «Форес» (1С:Франчайзи, г. Москва), специализирующаяся в области создания и внедрения программных комплексов на платформе «1С:Предприятие 8.0». Выбор данной платформы обеспечил соблюдение требования к масштабируемости, простоте, открытости и экономичности. В качестве основы новой системы было решено использовать типовое прикладное решение «1С:Управление торговлей».

Перед началом работ сотрудники компании «Форес» провели предварительное обследование существующей учетной системы заказчика. После анализа полученной информации заказчику было предложено техническое решение, позволяющее максимально упростить работу специалистов, при этом сохранялись существующие схемы бизнес-процессов.

Рассмотрим некоторые особенности автоматизированной системы.

Производственный цикл

В системе реализован позаказный учет выпуска продукции. Предварительно для каждого вида продукции формируется производственный цикл, например «Ванна Анастасия». У продукции может быть несколько вариантов производственного цикла, один из которых является основным и используется по умолчанию. Каждый производственный цикл состоит из этапов, последовательно следующих друг за другом, - «Литье», «Инсталляция» и т.д. Результатом выполнения очередного этапа может быть готовая продукция или полуфабрикат, который используется на следующем этапе. Каждый этап имеет временную протяженность и состоит из операций «Обрезка ванны», «Комплектация», «Доводка» и т.д. Операции характеризуются набором расходуемых материалов и составом квалификаций рабочих, труд которых задействован при их выполнении. Вся информация о производственном цикле может быть представлена в графическом виде - в виде дерева.

Учет на производстве

Исходной точкой производственного цикла является документ «Заказ на производство». Основание для заказа на производство - заявка покупателя или внутренняя потребность, например создание или ремонт основного средства. В документе «Заказ на производство» указываются текущий производственный цикл изделия, дополнительное оборудование, которое может являться продукцией или товаром, включаемое в состав готового изделия, дополнительные операции, включенные в основной производственный цикл по требованию заказчика, например региональная упаковка перед отправкой заказчику, срок изготовления и срок передачи продукции заказчику.

Документы «Задания на смену» можно формировать автоматически или вручную. При формировании документов система позволяет учитывать общую мощность предприятия и загрузку основных средств. В утверждении заданий принимает участие начальник участка. Он имеет право перенести задание, если, по его мнению, оно не может быть выполнено в срок. Последовательность выполнения заданий фиксируется в системе. На основании утвержденного «Задания на смену» технолог формирует документ «Подбор материалов на смену», при этом отобранные материалы резервируются. В случае если остаток какого-либо материала на складе меньше, чем требуется для выполнения операции, строка документа с данным материалом будет выделена розовым цветом.

Перед началом смены рабочие получают материалы, основные средства и карту производственного процесса, в соответствии с которой они будут выполнять задания. Процесс выполнения задания на смену отражается с помощью документа «Выполнение задания». В этом документе отмечается выполнение операций, перечисляются состав рабочих, участвовавших в этом процессе, а также использованные материалы. Не выполненное по каким-либо причинам задание можно передать другой смене.

Предусмотрено оформление операций по перемещению продукции и полуфабрикатов в производстве, по комплектации, по передаче готовой продукции на склад.

Производственная себестоимость изделия формируется в процессе выполнения этапов. Данные о некоторых косвенных затратах, например о дополнительных расходах или заработной плате управленческого персонала, можно ввести с помощью документа «Распределяемые затраты». Распределение косвенных затрат на стоимость выпущенной продукции отражается в конце месяца в документе «Формирование себестоимости».

Для отражения результата проверки качества продукции или полуфабриката предназначен документ «Контроль». Брак на предприятии бывает двух типов - устранимый или неустранимый. Если брак устранимый, то в цепочку невыполненных этапов текущего производственного цикла изделия добавляется дополнительный этап по исправлению брака. Если брак неустранимый, то изделие списывается в брак. Производственный цикл данного изделия следует начать заново.

Система позволяет вести учет состава смен. Состав смен утверждается ответственными лицами предприятия. Изменение состава фиксируется в системе с указанием его причины - болезнь, прогул и т.д. На основании этих данных при расчете заработной платы рабочих определяется отработанное время в днях и часах.

Конфигурация обеспечивает ведение учета основных средств и материалов.

Система отличается гибким, эргономичным интерфейсом и широким набором отчетов и режимов, облегчающих работу с программой.

В результате реализации проекта автоматизации компания-заказчик получила гибкий инструмент учета и анализа производственных процессов. Теперь все стадии производственного цикла находятся под контролем. При приближении срока передачи продукции заказчику формируется контрольное сообщение. На основе аналитических данных, представленных в отчетах, руководство компании может принимать более взвешенные решения о закупке материалов, составе и квалификации рабочих. Можно также контролировать доли различных видов затрат в себестоимости продукции, достаточность наличия основных средств, материалов и т.д. При планировании увеличения выпуска продукции на заданный процент система на основании статистических данных позволяет рассчитать количество необходимых ресурсов и размер необходимых финансовых вложений. Деятельность отделов предприятия теперь объединена в рамках единой автоматизированной системы. Это дает возможность быстро согласовывать решения специалистов, касающиеся производства. Технолог, составляющий список материалов для передачи в производство на смену, владеет информацией о нормах расхода материалов, возможных вариантах замены материалов на аналоги, списке производственных заданий на смену, остатках материалов в производстве и на складе.

Внедрение автоматизированной системы позволило увеличить производственные мощности без расширения штата управленческого персонала и повысить при этом прозрачность и управляемость производством.

В результате обобщения опыта автоматизации оперативного учета производственной деятельности предприятий специалистами компании «Форес» было разработано типовое прикладное решение «Форес:Производство». Данное решение является дополнением к конфигурации «1С:Управление торговлей» системы программ «1С:Предприятие 8.0» и предназначено для автоматизации предприятий, занятых позаказным производством штучной продукции, например сантехнического оборудования, шкафов-купе, металлоконструкций, окон и т.д. Конфигурация «Форес:Производство» получила от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ «1С:Предприятие».

О.Мельникова
1С:Франчайзи "Форес"
Контактный телефон (495) 692-10-53


Публикации по тематике: