Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

«1С:Предприятие 8.0» для комплектации продукции и товаров

М.Поршнев / "Финансовая газета", № 24, июнь, 2006

При большом количестве вариантов комплектации изделий оформление заказов на продукцию представляет собой нетривиальную задачу. Предположим, предприятие занимается изготовлением настольных электрических ламп. Абажур у лампы может быть изготовлен из стекла или ткани. При этом для абажура каждого вида предусмотрено три варианта расцветки – синий, зеленый или желтый. В настольной лампе могут использоваться лампы накаливания или неоновые лампы. Лампа каждого вида может иметь одно из двух значений мощности - 100 Вт или 75 Вт для ламп накаливания и 25 Вт или 15 Вт для неоновых ламп. Подставка настольной лампы может быть оформлена «под серебро», «под бронзу» или «под мрамор». Шнур электропитания настольной лампы может иметь длину 1,5 м, 2 м или 3 м. Кроме того, настольная лампа может комплектоваться отечественной вилкой или «евровилкой». Cледует также учесть одно ограничение, в соответствии с которым изделия с абажурами из ткани нельзя комплектовать лампами накаливания мощностью 100 Вт. Комбинируя перечисленные элементы изделия всеми возможными способами и приняв во внимание ограничение на лампы с абажурами из ткани, мы получим, как это нетрудно подсчитать, 378 уникальных вариантов комплектации настольной лампы. При оформлении заказа менеджер отдела продаж должен не только безошибочно, точно в соответствии с пожеланиями заказчика, выполнить комплектацию изделия, но и рассчитать его стоимость.

Для автоматизации процессов формирования состава и параметров изделий в отделе продаж согласно требованиям заказчика фирма «APPIUS» (1С:Франчайзи, г. Москва) разработала прикладное решение «Appius-Конфигуратор». Данное решение является программным продуктом, созданным на платформе «1С:Предприятие 8.0».

Объектами автоматизации в программе являются так называемые конфигурируемые изделия. Это товары, которые имеют множество вариантов поставки, обусловленных как изменяемым составом (изделие «Мебель для кухни» может состоять из разных подвесных полок и столов), так и сочетанием свойств его комплектующих (вид и марка материала, цвет, артикулы покупных изделий и т.д.).

Система «Appius-Конфигуратор» состоит из двух рабочих мест - администратора системы и менеджера по продажам. В задачи администратора входит создание моделей продукции. Модель «Настольная лампа», например, состоит из параметров - «Материал абажура», «Цвет абажура», «Лампа», «Мощность лампы», «Подставка», «Длина шнура» и «Тип вилки». Для каждого параметра администратор вводит все варианты значений или указывает диапазон значений, которые может принимать параметр. Параметр «Материал абажура», например, может принимать значение «Стекло» или «Ткань». Далее администратор задает логику формирования комплекта в зависимости от значений параметров. В данном случае это касается ограничения на использование абажуров из ткани.

Интерфейс рабочего места менеджера является интуитивно понятным. Он представляет собой журнал заказов, с помощью которого достаточно легко провести оценку спроса покупателей, а также формировать новые заказы и работать с ранее созданными. При формировании заказа по какой-либо модели система автоматически формирует графический интерфейс, который содержит информацию только по выбранной модели. Работа менеджера отдела продаж заключается в выборе тех или иных доступных значений параметров в соответствии c пожеланиями заказчика. Для большей наглядности любой параметр или его значение в системе могут быть снабжены иллюстрациями или другими пояснительными документами. Выбор значений из списков, автоматический подбор и проверка правильности выбора зависимых параметров позволяют существенно уменьшить ввод данных вручную и, как следствие, исключают ошибки при формировании заказа. Кроме того, с помощью модуля проверки наличия на складах комплектующих по заказу менеджер может оперативно определить срок выполнения заказа и быстро назвать точную дату отгрузки товара.

Система комплектации продукции «Appius-Конфигуратор» была внедрена на приборостроительном предприятии «НПП «Доза» (г. Москва).

НПП «Доза» является крупнейшим производителем и поставщиком оборудования радиационного контроля в России и странах СНГ. Предприятие выпускает дозиметры, радиометры, спектрометры ионизирующих излучений, системы радиационной безопасности, передвижные лаборатории, приборы для измерения параметров электромагнитных полей и аналитическое оборудование.

Продукция, выпускаемая предприятием, многовариантна, при этом параметры нередко связаны друг с другом. Установка для измерения объемной активности радиоактивных аэрозолей «УДА-1АБ», например, может быть дополнена насосным блоком. Чтобы связать установку с этим блоком, необходим переходной шланг, иначе приобретение насосного блока теряет смысл.

Возможность создания зависимых друг от друга параметров, накладывание дополнительных ограничений на выбор их значений, а также ряд других возможностей системы позволяют НПП «Доза» создавать модели приборов практически любой сложности. Процесс построения моделей максимально упрощен. Операции при формировании логики модели в основном выполняются с помощью простых действий методом перетаскивания строк из справочника номенклатуры или из интерфейса продукта Appius-PDM, внедренного на предприятии ранее. Программный продукт Appius-PDM является прикладным решением на платформе «1С:Предприятие 8.0», которое предназначено для связи специализированных конструкторских CAD/CAM систем с контурами производства и планирования решений системы «1С:Предприятие 8.0».

Благодаря удобству интерфейса обучение пользователей было проведено на предприятии за минимально короткое время. Для ускорения процесса внедрения системы специалисты компании APPIUS совместно со специалистами НПП «Доза» разработали типовые для данного предприятия модели продукции.

В системе реализована возможность использования подключаемых модулей. Это позволило на этапе ее внедрения на предприятии разработать и сформировать полный набор документов, необходимых при продаже оборудования. При этом само ядро системы остается на поддержке с возможностью последующего обновления на новые версии. Формирование и печать всех сопроводительных и финансовых документов выполняются автоматически. Данная возможность оказалась весьма актуальной, так как при продаже продукции помимо стандартного набора первичных документов необходимо также оформлять различные сертификаты, комплектовочные ведомости и другие документы.

Запланировано дальнейшее развитие программного продукта в части более тесной интеграции с системой Appius-PDM. Планируется создание единых бизнес-процессов от принятия менеджером заказа на изделие и до модернизации при наличии желания заказчика или его доработки конструктором с последующей передачей в производство.

Внедрение системы конфигурирования продукции «Appius-Конфигуратор» позволило по составу изделия, формируемому конструктором, в полуавтоматическом режиме формировать модель товара, с которой работает менеджер при формировании заказа покупателя. Теперь при приеме заказа система «Appius-Конфигуратор» обеспечивает в автоматическом режиме передачу всей информации в производственный контур, использующий «1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием», и не позволяет менеджеру совершать технологических ошибок.

Решение «Appius-Конфигуратор» можно объединить с типовыми решениями «1С:Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием», «1С:Управление торговлей» или с другими прикладными решениями, в состав которых входит справочник «Номенклатура».

Прикладное решение «Appius-Конфигуратор» получило от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ «1С:Предприятие».

М. Поршнев
1С:ФРАНЧАЙЗИ "APPIUS"
Контактный телефон (495) 916-71-56


Публикации по тематике: