Версия для печати Поиск
Главная Публикации в прессе

Подсистемы планирования в «1С:Управлении производственным предприятием 8.0»

Е.Ситосенко / "Финансовая газета", № 23, июнь, 2006

Прикладное решение «Управление производственным предприятием» на платформе «1С:Предприятие 8.0» (далее - «1С:УПП 8.0») является мощным инструментом для автоматизации многих задач управления производственным предприятием. Все функциональные возможности программного продукта можно условно логически разбить на подсистемы, объединив в каждой из них средства автоматизации, предназначенные для решения той или иной конкретной задачи управления, - подсистемы «Планирование производства», «Бюджетирование», «Управление затратами» и др.

Важно отметить, что подсистемы планирования и управленческого учета в прикладном решении взаимосвязаны, поскольку только при их совместном использовании можно получить данные для план-фактного анализа с целью формулирования корректирующих управляющих воздействий.

Для решения задач планирования в прикладном решении предназначены подсистемы «Планирование продаж», «Планирование производства», «Посменное планирование производства» и «Планирование закупок».

Что касается разработки планов с использованием прикладного решения, то мы подразумеваем, что решающая роль в принятии решения по полученным результатам планирования принадлежит ответственным должностным лицам. Информационная система применяется только для обеспечения должностных лиц информацией и прогнозными расчетами.

Общая идеология ведения планов продаж, производства, закупок

Подсистемы для ведения планирования объединяет общая идеология построения планов и заключается она в следующем. В системе могут одновременно существовать несколько планов одного вида, например несколько планов продаж, несколько планов закупок и т.д. Это может объясняться необходимостью вести долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. Другая причина может заключаться в потребности предприятия формировать планы исходя из оптимистичных и пессимистичных оценок. Для формирования нескольких планов одного вида предусмотрено использование сценариев планирования. Сценарий планирования является обязательным атрибутом любого плана.

Как правило, планы предприятия разрабатываются сверху вниз с делением на уровни, соответствующие зонам ответственности разных ступеней управленческой лестницы предприятия. Это позволяет поэтапно проводить согласование планов между подразделениями предприятия. В связи с этим каждый план в прикладном решении может быть привязан к некоторому подразделению. Таким образом, информационная система помогает координировать деятельность различных подразделений предприятия по исполнению свойственных им функций.

Дополнительно планы можно вести в разрезе проектов. Например, это могут быть проекты, связанные с длительным выполнением какого-либо заказа.

Нередко при составлении планов продаж на период опираются на информацию об уже зарегистрированных заказах покупателей. Аналогичная ситуация возникает при использовании информации о зарегистрированных заказах поставщиками при составлении планов закупок (см. рисунок). Исполнимость планов при этом определяется вероятностью исполнения заказов поставщиками. Хранение в планах информации о заказах позволяет обосновать запланированные объемы. Важно помнить, что для приведения планов в актуальное состояние при изменении информации в заказах может потребоваться перепланирование.

Источники планирования

Все планы могут иметь несколько итераций согласований и уточнений. Иногда на некотором этапе появляется необходимость в запрете редактирования некоторого плана, т.е. в запрете внесения изменений. В системе можно зафиксировать план и тем самым заблокировать изменение данных, относящихся к периодам ранее заданной даты.

Укрупненные и уточненные планы

Как уже отмечалось выше, планы могут различаться по горизонту планирования. Обычно, чем больше горизонт планирования, тем сложнее оценить спрос, состав продукции и плановые объемы. Планирование в таких ситуациях в «1С:УПП 8.0» можно вести агрегированно по номенклатурным группам в суммовых показателях. В результате формируются так называемые укрупненные планы. Использование при планировании номенклатурных групп, а не конкретных позиций номенклатуры может быть обусловлено трудностью или отсутствием необходимости в планировании для сотен конкретных позиций продукции на длительный период, а также достаточностью для некоторых групп номенклатуры только стоимостной оценки.

Далее, используя профили распределения, можно перейти от укрупненных планов к уточненным. Объектами планирования в уточненных планах являются отдельные объекты номенклатуры, и планирование в них ведется для количественных и суммовых показателей. Такая стратегия планирования позволяет разрабатывать месячные планы исходя из уже утвержденных годовых планов, а также планировать продажу и производство конкретных номенклатурных позиций на основе плана продаж или производства лишь в целом на группу товаров.

В «1С:УПП 8.0» также предусмотрены средства для обратной операции - для объединения планов и получения укрупненных планов по данным уточненных. При этом укрупнение может проходить как с изменением периода планирования, например при формировании годового плана из месячных планов, так и без изменения периодичности в случае объединения планов продаж отдельных менеджеров в общий план продаж всего отдела.

Оценка выполнимости планов

Любой составленный план требует анализа со стороны ответственных лиц предприятия на предмет реалистичности его исполнения. Средства системы позволяют быстро выполнять сводные расчеты по данным сформированных планов. Созданный по данным заказов покупателей план продаж, например, можно проанализировать на предмет прибыльности.

Если с позициями номенклатуры можно связать ключевые ресурсы (транспорт, время работы ключевого оборудования), необходимые для их производства, продажи или закупки, то в этом случае на этапе планирования следует провести оценку выполнимости плана исходя из доступности ключевых ресурсов, необходимых для его исполнения. Такая оценка помогает предотвратить ошибки планирования на самых ранних стадиях.

Помощники планирования

В планы продаж, производства и закупок информацию можно вводить вручную. В то же время при формировании планов на основе данных смежных подсистем целесообразно использовать функцию автозаполнения, реализованную в «Помощниках планирования». Например, можно сформировать план продаж на основе статистики продаж за другой период, план производства с учетом данных плана продаж и прогноз остатков продукции на складе. Рассмотрим некоторые примеры заполнения планов с использованием помощников планирования.

План продаж. При оценке прогнозируемого спроса на продукцию часто прибегают к статистике. План продаж в 1С:УПП 8.0 можно построить по данным фактических продаж за некоторый период, используя данные, например, о продажах за прошлый год. За основу можно взять не только фактические, но и плановые данные других периодов. При этом период выбранного плана, как мы уже говорили, может отличаться от текущего периода планирования. Более того, в некоторых ситуациях план продаж на всю продукцию или на отдельные позиции номенклатуры целесообразно формировать по данным планов производства или закупок. Возможно, при производстве некоторой продукции существуют ограничения на производственные мощности. В то же время спрос на данную продукцию достаточно стабилен. В этом случае план продаж следует формировать на основании данных плана производства, а не данных о предполагаемом спросе. Выбор тех или иных данных для формирования планов определяется принятой на предприятии политикой планирования и оперативного управления производством.

В случае ведения позаказного учета планы продаж опираются на информацию подсистемы учета заказов покупателей. При формировании планов продаж автоматически анализируется возможность включения в план заказа с учетом плановой даты отгрузки по данному заказу и объема его невыполненной части на начало периода планирования. Можно формировать отдельные планы продаж по заказам некоторого контрагента, вести планы продаж как отдельно для каждого менеджера по продажам, так и для отдела продаж в целом.

План производства. Источниками для составления плана производства могут быть разные данные информационной системы - заказы покупателей, планы продаж, другие варианты планов производства, а также данные о складских остатках. Планирование производства выполняется в количественном и стоимостном выражениях.

Выбор данных, которые будут использованы в качестве основы при построении плана производства, определяется типом системы планирования и оперативного управления производством, принятым на предприятии. Это может быть стратегия управления, ориентированная, например, на «узкие места» производства, на исполнение «точно вовремя» и т.д. В частности, посредством «Помощника планирования» план производства в программе может быть сформирован на основе расчета оборотов по плану продаж, увеличенных или уменьшенных на планируемый размер остатков на начало периода.

План производства можно получить по данным плана продаж, причем с разузлованием структуры изделия до уровня полуфабрикатов. При этом учитывается информация о подразделении, в котором выпускаются полуфабрикаты, хранящаяся в технологической карте. В результате на основе одного плана продаж можно составить пакет документов - планов производства с детализацией по производственным подразделениям.

При использовании подсистемы управления заказами покупателей информация о заказах может фигурировать также в планах производства. Таким образом, заказ покупателя может стать сквозным разрезом планирования во всей цепочке планирования продаж, производства и закупок. Помимо заказов покупателей в план производства могут быть включены и внутренние заказы, связанные с обеспечением подразделений товарами и материалами, необходимыми для ведения их основной деятельности.

План закупок. Источниками данных для составления плана закупок могут быть заказы поставщикам, планы продаж и производства, другие варианты планов закупок, статистические данные о продажах, производстве, закупках, а также данные о складских остатках.

Анализируя заказы поставщикам, можно настроить соответствующий отбор в «Помощнике планирования закупок» и в результате составить план закупок на основе заказов выбранного поставщика. Можно также составить план закупок некоторой номенклатуры или списка номенклатуры.

Возможно, на предприятии применяется поэтапное формирование планов закупок. При этом каждый менеджер отдела снабжения формирует свой план закупок, после чего все индивидуальные планы агрегируются в один общий план. В данной ситуации для составления индивидуальных планов закупок удобно использовать информацию об ответственном исполнителе, который указан в заказе поставщику.

В общем случае в план продаж могут быть включены позиции номенклатуры, которые предполагается производить на предприятии, и позиции, которые должны быть закуплены у поставщиков для перепродажи, т.е. в одних случаях при оценке потребностей в материалах и товарах следует использовать данные плана продаж, в других - данные плана производства. Следует отметить, что информация о планах производства продукции, структуре изделий и технологии их изготовления хранится в единой системе. Это позволяет выполнить расчет необходимой потребности в материалах для выполнения плана производства.

Еще одним поводом для планирования закупок является оценка складских запасов. Для поддержания оптимальной величины текущего складского остатка в прикладном решении используется механизм планирования закупок по «точке заказа». Если складской остаток уменьшается до уровня, который находится ниже значения «точки заказа», то это означает, что запасы нужно пополнить.

Формирование общей потребности в товарах и материалах по данным разных источников, таких, как заказы покупателей, планы продаж и производства, может быть выполнено как вручную, так и посредством специального «Помощника планирования».

После общей оценки потребности в материалах и товарах анализируются внутренние ресурсы предприятия, такие, как остатки на складах и сформированные к началу периода планирования заказы поставщикам. Этот анализ выполняется для оценки возможности удовлетворения данных потребностей за счет внутренних ресурсов.

Для удовлетворения потребности в материалах, не покрытой внутренними ресурсами предприятия, формируются дополнительные заказы поставщикам. «Помощник для создания заказов поставщикам» является своеобразным автоматизированным рабочим местом менеджера по закупкам. Применяя данный помощник, можно наилучшим образом подобрать поставщика товаров, оценить его надежность, вид доставки и срок выполнения заказов. Удобство работы с клиентской базой поставщиков, а также возможность сравнения закупочных цен на материалы позволяют работнику службы снабжения минимизировать материальные затраты предприятия, при этом он своевременно обеспечивается материалами необходимого уровня качества.

Замкнутый цикл управления

Подсистемы планирования и управленческого учета в «1С:УПП 8.0» взаимосвязаны. Это позволяет реализовать замкнутый цикл управления, который означает, что для каждого плана есть обратная связь с функцией исполнения. Прикладное решение «Управление производственным предприятием» на платформе «1С:Предприятие 8.0» является мощным инструментом планирования, который обеспечивает поддержку планов в актуальном состоянии и предоставляет возможность вести мониторинг их исполнения.

Е. Ситосенко
Фирма "1С"
Контактный телефон (495) 737-92-57


Публикации по тематике: