Версия для печати Поиск
Главная Методическая поддержка Книги, буклеты, статьи

"1С:Предприятие 8.0" в производстве электроэнергетического оборудования

А.Ватенкин / "Финансовая газета", № 03, январь, 2006

Предприятие ООО "НИИЭФА-Энерго" было создано на базе Научно-исследовательского института электрофизической аппаратуры им. Д.В. Ефремова для обеспечения потребностей промышленности и транспорта в электроэнергетическом оборудовании и является базовой организацией Министерства путей сообщения Российской Федерации по разработке оборудования для объектов электроснабжения. Оно производит оборудование для распределительных устройств среднего и низкого напряжения, тяговые подстанции постоянного и переменного тока для электрификации железных дорог, вагоны-лаборатории различного назначения, датчики тока и напряжения, силовые преобразовательные устройства и др.

В последние годы предприятие развивалось, но в то же время устаревшие организационные и управленческие элементы, унаследованные от прежней дорыночной структуры, сдерживали темпы его развития.

Так, планово-экономический, конструкторский, производственный отделы и отдел снабжения не были связаны единым информационным полем. На предприятии использовалось несколько учетных систем - для бухгалтерии, для складского учета и для конструкторского отдела. При этом даже для учета основных средств применялись две различные программы. Часть работы выполнялась в Excel. В результате консолидация отчетности осуществлялась вручную по данным первичных документов, что не могло соответствовать требованиям "НИИЭФА-Энерго" как передового промышленного предприятия в своей отрасли.

На некотором этапе в связи с расширением производства, запуском новых производственных линий и работой над повышением качества выпускаемой продукции проблемы взаимодействия между отделами предприятия обострились. В результате руководство пришло к выводу о необходимости комплексной автоматизации деятельности предприятия на основе современной системы. После изучения рынка программных продуктов оно выбрало для решения данной задачи платформу "1С:Предприятие" как наиболее распространенную и активно поддерживаемую систему с налаженной схемой обновления и поддержкой изменений в законодательстве.

Кроме того, использование "1С:Предприятия" предоставляло предприятию возможность выбирать и в крайнем случае изменять внедренческую команду, не связывая дальнейшее развитие будущей системы с каким-либо конкретным разработчиком или компанией. Следует отметить, что внедрение западной ERP-системы руководство посчитало преждевременным, так как оно потребовало бы кардинальной реструктуризации предприятия, которая не соответствовала планам стратегического развития.

В качестве партнера для выполнения работ по созданию новой информационной системы и переходу на нее руководство предприятия выбрало компанию "Сегмент" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Санкт-Петербург). По рекомендации специалистов компании "Сегмент" предприятие приняло участие в тестировании сначала бета-версии программы "1С:Управление производственным предприятием 8.0" системы программ "1С:Предприятие 8.0", а затем и финального релиза этого продукта. Как показало тестирование, основные бизнес-процессы предприятия-заказчика совпадают с бизнес-процессами, реализованными в данной конфигурации. По этой причине было принято решение о создании автоматизированной системы на основе продукта "1С:Управление производственным предприятием 8.0" (далее - "1С:УПП 8.0"). Важным результатом тестирования явилось также формирование на этом этапе рабочей команды единомышленников из специалистов компаний "НИИЭФА-Энерго" и "Сегмент".

Работы по внедрению продолжались поэтапно с сентября 2004 г. по июль 2005 г. На этапе обследования была выполнена оценка текущего состояния учета на предприятии, описаны схемы бизнес-процессов, разработаны рекомендации по их улучшению, составлен план организации обмена данными, а также определен перечень необходимых работ.

На следующем этапе была осуществлена настройка функциональных возможностей "1С:УПП 8.0" в соответствии со спецификой заказчика. При этом в некоторых случаях принимались решения о замене собственных учетных схем предприятия на схемы, реализованные в типовой конфигурации. Доработке были подвергнуты в основном интерфейс и подсистемы, в которых отражается специфика его деятельности. В результате проделанной работы в системе реализована возможность перечисления подотчетных сумм на карточки сотрудников, предусмотрено заполнение платежных поручений для перечисления налогов, реализована интеграция с системой "клиент — банк", а также расширены возможности учета денежных документов.

В процессе автоматизации был улучшен ряд схем бизнес-процессов предприятия. Например, для организации учета материалов, используемых для исполнения каждого заказа, теперь применяется специальный алгоритм. Количество ошибок, имевших место в процессе заказа материалов, их оприходования и списания в производство, в результате значительно сократилось.

До начала работ по автоматизации учет номенклатуры вели независимо два подразделения - конструкторский отдел и отдел снабжения, каждый в своей учетной системе. При этом одни и те же материалы часто учитывались два раза, но под разными наименованиями. Для устранения данной ситуации на предприятии был проведен комплекс организационно-программных мер по выверке номенклатуры. В результате был составлен так называемый ограничительный перечень материалов, в котором число учитываемых номенклатурных позиций уменьшилось с 11 тыс. до 8,5 тыс. В настоящее время конструкторский отдел, склад и бухгалтерия предприятия работают с единой информационной базой номенклатуры, в которой обеспечен постоянный жесткий контроль корректности ввода новых наименований. Данная информационная база связана с автоматизированной системой проектирования CAD/CAM Pro/Engineer и с "1С:УПП 8.0".

В настоящее время система обеспечивает обмен данными между бухгалтерией, отделом снабжения и планово-экономическим отделом, а также складом. Создана подсистема выпуска продукции и учета отгруженной продукции "в пути". В целом применение новой системы способствует упорядочению и синхронизации совместной работы всех подразделений предприятия. Это положительно сказалось на производительности труда сотрудников и качестве оперативной информации. Как отмечают руководители "НИИЭФА-Энерго", процесс внедрения дал импульс к проведению на предприятии целого ряда организационных мероприятий.

Дальнейшие планы сотрудничества компаний "НИИЭФА-Энерго" и "Сегмент" предусматривают сопровождение автоматизированной системы, а также продолжение автоматизации по нескольким направлениям: расчет себестоимости по заказам по принятой на предприятии методике, объединение данных конструкторского бюро и отдела снабжения для формирования заказов поставщикам на основании сводной ведомости покупных изделий и планирование закупок.

А. Ватенкин
1С:ФРАНЧАЙЗИ "СЕГМЕНТ"
Контактный телефон (812) 346-26-72


Смотрите также: