Версия для печати Поиск
Главная Методическая поддержка Книги, буклеты, статьи

"1С:Предприятие 8" для производства светопрозрачных конструкций

Е. Маляров / "Финансовая газета" / № 34 (1026) / август / 2011

Для автоматизации управленческого учета деятельности по производству и установке окон, дверей, офисных перегородок, витражей и других аналогичных изделий внедренческий центр "Окнософт" (1С:Франчайзи, г. Челябинск) предлагает отраслевое прикладное решение "Окнософт:Управление позаказным производством". Решение является дополнением к тиражным программным продуктам "1С:Управление торговлей 8" и "1С:Комплексная автоматизация 8".

Прикладное решение разработано с учетом отраслевой специфики и опыта, полученного сотрудниками "Окнософт" при автоматизации деятельности предприятий отрасли в течение 6 лет.

Специфика производства светопрозрачных конструкций

Цикл производства одного изделия достаточно короткий, как правило, от 1 до 3 дней. Ежедневный объем заказов может быть значительным и составлять от 100 до 500 заказов. При этом заказы являются небольшими и уникальными. Желание максимально использовать трудовые ресурсы обусловливает высокую нагрузку на менеджеров и диспетчера производства. Так, ежедневно на одного менеджера может приходиться до 100, а на одного диспетчера производства – до 300 заказов.

Чтобы согласовать с клиентом дату готовности заказа, необходимо в процессе беседы быстро проанализировать планируемую загрузку производства, а также планировать даты и время визита замерщика, доставки конструкций и выполнения монтажных работ.

Расчет размеров элементов конструкций производится в специализированных технологических программах. Выпуск готовой продукции выполняется за один передел. В связи с высокой скоростью оборота материалов складские запасы на предприятии могут отсутствовать. Это обусловливает необходимость оперативного взаимодействия с поставщиками материалов и сложных полуфабрикатов – профиля из алюминия и ПВХ, стеклопакетов, водоотливов, фурнитуры и т.д.

Рассмотрим основные возможности программного продукта "Окнософт:Управление позаказным производством".

Рабочее место диспетчера

Для решения разнообразных задач, начиная с регистрации контактных данных клиента и заканчивая монтажом изделия, в программе предназначен специальный интерфейс – "Рабочее место диспетчера" (РМД). Несмотря на исторически сложившееся наименование, с данным интерфейсом работают не только диспетчер, но и практически все категории сотрудников – менеджер по продажам, конструктор, кассир, начальник цеха, кладовщик, менеджер по рекламациям, а также руководитель предприятия.

В процессе регистрации предварительной договоренности с клиентом менеджер вводит его данные и может сразу запланировать дату и время замера параметров конструкции. При этом менеджеру доступна информация о текущей загрузке замерщиков с детализацией по времени, районам и исполнителям. По желанию клиента планирование замера можно также выполнить позднее, после согласования с ним более удобного времени. Заметим, что программа содержит инструменты, которые позволяют резервировать время замерщика, а также переносить задания между замерщиками с целью оптимизации их маршрутов.

Оформление эскиза и спецификации конструкции, а также расчет ее себестоимости выполняются по результатам замера в специализированных программах. "Окнософт:Управление позаказным производством" поддерживает импорт спецификаций из технологических программ СуперОкна, AluRol, Schucal, Klaes, XLS и Профстрой.

В случае согласия клиента с ценой изделия с ним заключается договор на изготовление и установку конструкции, который предусматривает полную или поэтапную оплату продукции и выполненных работ.

На следующем этапе заказ клиента запускается в работу и включается в планы производства, службы доставки и монтажного подразделения. Заказы поставщикам и комплектация материалов выполняются на основании плана производства. В программе предусмотрена печать производственных нарядов с чертежами изделий. После регистрации выпуска продукции она проходит контроль ОТК и поступает на склад готовой продукции.

Предварительная дата монтажных работ рассчитывается на этапе заключения договора. После поступления продукции на склад выполняются уточнение и согласование даты монтажа с клиентом. Готовая продукция может быть самостоятельно вывезена клиентом со склада или доставлена ему транспортом предприятия. Услугу по доставке можно включить в стоимость заказа на этапе его оформления или позже, когда заказ уже сформирован.

Для работы с претензиями клиентов в программе предусмотрена возможность формирования рекламаций и контроля работ по устранению дефектов конструкций.

Своевременная и добросовестная регистрация сотрудниками предприятия событий, которые происходят на каждом участке, позволяет получить в РМД всю необходимую для работы информацию по заказу.

В программе предусмотрена возможность ввода информации в РМД не только с клавиатуры, но и с помощью сканеров штрихкода. В этом случае процесс производства, комплектации и отгрузки отображается в системе в реальном времени.

Учет в производстве. Фактическая себестоимость

Классическая схема производственного учета предусматривает отнесение материалов на затраты в момент регистрации выпуска продукции. Короткий цикл производства окон и наличие точной информации о потребности в материалах для выполнения конкретного заказа позволили отказаться от этой схемы. Списание материалов на затраты выполняется в программе в момент передачи их со склада в производство по документу "Требование-накладная", который формируется автоматически, на основании "Задания на производство" и содержит данные о потребности в материалах, рассчитанные по спецификациям.

Для списания на выпуск продукции услуг, комиссионного вознаграждения менеджеров и сдельной заработной платы рабочих необходимо при регистрации этих затрат указать заказ и продукцию.

Затраты, которые невозможно оперативно отнести на выпуск конкретной продукции, распределяются в конце месяца с помощью документов "Распределение материалов" и "Распределение прочих затрат".

Параллельно с учетом затрат на выпуск продукции в системе ведется количественный и суммовой учет деловой обрези в разрезе длин отрезков. Данные об остатках деловой обрези используются для линейного раскроя профиля при подготовке производственных документов.

Оптимизация раскроя профиля

На практике при формировании спецификации окон учитывают коэффициент обрези профиля, равный примерно 5–7%. При этом если цеху удается снизить этот коэффициент до 4–5%, то это считается хорошим результатом.

В программе предусмотрена оптимизация раскроя профиля с использованием генетического алгоритма, которая позволяет уменьшить коэффициент обрези с запланированного 5–7% до фактического 1–2% и получить в результате 30–50 тыс. руб. экономии на каждом миллионе, потраченном на профиль. Потери 1–2%, как правило, связаны с браком сырья и нарушениями технологического процесса.

Оптимизация раскроя выполняется для изделий, включенных в "Задание на производство", и для нее наряду с целыми хлыстами профиля используется деловая обрезь, оставшаяся от предыдущих раскроев. В результате оптимизации в документ "Требование-накладная" будет подставлено целое количество хлыстов, которое необходимо для выполнения задания. Результаты оптимизации можно распечатать в виде карты раскроя для материала каждого вида.

Принимая решение об использовании механизмов автоматического раскроя профиля, необходимо учесть, что после оптимизации отрезки профиля, которые относятся к одному изделию, будут распределены по разным хлыстам. Это не позволяет организовать сборку изделий параллельно с резкой заготовок.

Идеальным решением является работа производства в две смены. При этом одна смена режет заготовки, а следующая занимается сборкой изделий. Компромиссным решением считается раскрой сменного задания партиями по 30–50 изделий.

При этом, с одной стороны, достигаются высокие показатели по обрези, а с другой – получается довольно равномерная загрузка участков сварки и фурнитуры.

Если предприятие оснащено станками с ЧПУ, то программа может на основании заданий на производство сформировать файлы, необходимые для работы станков.

В настоящее время программный продукт "Окнософт:Управление позаказным производством" успешно эксплуатируется на 14 предприятиях, расположенных в различных городах России и Украины.

Следует отметить, что решение "Окнософт:Управление позаказным производством" можно использовать не только для оконных предприятий, но и для любого производства с большим числом уникальных заказов без учета переделов. Так, сегодня пользователями программного продукта являются также производители горизонтальных и вертикальных жалюзи, рольставней, автоматических ворот, подоконников и водоотливов.

Прикладное решение "Окнософт:Управление позаказным производством" получило от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ "1С:Предприятие".

Е. Маляров
1С:Франчайзи "ОКНОСОФТ"
Контактный телефон (351)909-35-91


Смотрите также: