Версия для печати Поиск
Главная Методическая поддержка Книги, буклеты, статьи

"1С:Предприятие 8" для управления сбором, транспортировкой и утилизацией отходов

А. Газиалиев / "Финансовая газета" / № 29 (1021) / июль / 2011

Для управления деятельностью предприятий, занятых сбором, вывозом и захоронением отходов производства и потребления компания "RG-Soft" (1С:Франчайзи, г. Москва) предлагает отраслевое прикладное решение "RG-Soft:Вывоз мусора" на платформе "1С:Предприятие 8". Программный продукт является дополнением к типовому прикладному решению "1С:Управление торговлей 8", разработанному на версии платформы "1С:Предприятие 8.1". При проектировании прикладного решения специалисты компании "RG-Soft" про­анализировали и учли опыт, полученный ими при автоматизации предприятий, занятых вывозом отходов.

Программа позволяет автоматизировать бизнес-процессы, связанные с вывозом, сортировкой и утилизацией отходов. В ней также предусмотрено получение информации, необходимой для анализа деятельности предприятия и принятия на ее основе взвешенных управленческих решений.

Заметим, что для решения задач, связанных с управлением отношениями с заказчиками и поставщиками, управлением складом и закупками товарно-материальных ценностей, управлением финансами, а также с учетом и контролем взаиморасчетов, решение "RG-Soft" в полной мере использует возможности программного продукта "1С:Управление торговлей 8".

Рассмотрим возможности программного продукта в части автоматизации деятельности по вывозу отходов.

Управление коммерческим отделом

Для регистрации договоров с клиентами, их анализа и контроля сроков действия используется подсистема "Коммерция".

Программа позволяет регулировать договорные взаимоотношения с различными клиентами, например с коммерческими или бюджетными организациями. При оформлении договоров предусмотрено отражение специфики накопления мусора в той или иной организации – в соответствии с установленным лимитом на размещение отходов или исходя из фактического накопления. Учитывается также технология сбора отходов, позволяющая получать смешанные отходы или отходы, отсортированные по виду, – бумага, пластик, стекло и т.д.

Для договоров с установленными лимитами на размещение отходов в программе предусмотрен расчет норм накопления в соответствии с особенностями организации. Гибкое ценообразование способствует установлению для клиента индивидуальных цен на вывоз твердых бытовых отходов, крупногабаритного мусора, вторсырья и на другие виды услуг с учетом типа используемых контейнеров и бункеров. Регистрация в договоре индивидуального графика вывоза отходов для каждой площадки накопления позволяет в дальнейшем упростить работу диспетчера.

В состав решения входят различные типы шаблонов договоров в формате MS Word, обеспечивающие отражение всех необходимых отраслевых особенностей деятельности предприятия по вывозу отходов.

В подсистеме предусмотрено автоматическое формирование счетов на оплату, актов выполненных работ и счетов-фактур. Контроль дебиторской задолженности выполняется с помощью отчетов. После выявления злостных неплательщиков может быть принято решение о временной приостановке их обслуживания.

Для предприятий, которые имеют собственные полигоны для захоронения отходов, в программе реализована возможность печати талонов на утилизацию и отражения операций по реализации данных талонов.

Управление диспетчерской службой

Быстрая и качественная работа диспетчерской службы является одной из важнейших составляющих успеха компании, которая занимается вывозом мусора. Подсистема "Диспетчеризация" позволяет решать комплекс задач, в первую очередь формировать путевые и маршрутные листы на необходимую дату на основании графиков вывоза мусора с площадок, зафиксированных в договорах, а также на основании текущих заявок, принятых от клиентов. Интерфейс "Рабочее место диспетчера" и система маршрутизации обеспечивают максимальную автоматизацию данного процесса.

Так, для ситуации, в которой все автомобили доступны и новые площадки накопления отходов не появились, формирование маршрутных листов выполняется автоматически, одним нажатием клавиши. В случае необходимости, например при неисправности какого-либо автомобиля, диспетчер может скорректировать распределение автомобилей по маршрутам. При появлении в информационной базе новой площадки накопления отходов диспетчеру достаточно ввести ее в систему маршрутизации. После этого новая площадка будет участвовать в автоматическом распределении по маршрутам.

Объективные причины, такие как дорожные пробки или поломка автомобиля, могут помешать водителю забрать отходы с одной или нескольких площадок. В этой ситуации "Рабочее место диспетчера" позволяет оперативно перераспределить необработанные площадки между другими водителями и автоматически скорректировать маршрутные листы. Для площадок, которые на конец дня остались необработанными, система позволяет указать причину срыва графика и использовать эту информацию для последующего анализа.

В программе реализован механизм групповой печати путевых листов. Следует отметить, что помимо формирования маршрутных листов на вывоз отходов от клиентов система дает возможность создавать маршрутные листы на внутренние работы, на дежурство или ремонт, а также резервировать машины для экстренных вызовов.

Управление отделом эксплуатации

Для автоматизации учета автотранспортных средств, затрат на их эксплуатацию и поддержание в рабочем состоянии предназначена подсистема "Управление отделом эксплуатации".

В зависимости от вида отходов клиенты могут использовать для их накопления различные типы тары, в том числе стандартные бункеры и контейнеры различного объема, а также нестандартные емкости. Для удовлетворения потребности клиентов в перевозке отходов независимо от типа тары, в которой они хранятся, предприятию необходимо иметь в автопарке автомобили различного назначения. Например, для забора мусора с оборудованных площадок могут использоваться мусоровозы или бункеровозы. Мультилифты могут применяться для вывоза отходов с перегрузочной станции на полигон, самосвалы – для перевозки снега, крупногабаритного мусора, уборки несанкционированных свалок и т.д. Типы контейнеров и автомобилей регистрируются при заключении договора и приеме заявок.

Для большинства компаний, которые занимаются вывозом отходов, расходы на горюче-смазочные материалы (ГСМ) и ремонт автомобилей значительны и относятся к основным статьям затрат. Корректный учет и оперативный анализ данных расходов очень важны для принятия мер по их снижению и повышению тем самым эффективности предприятия.

В программе реализована возможность оперативного учета остатков ГСМ на складах и в баках автомобилей, отражаются операции поступления и списания материалов. Для каждого автомобиля в зависимости от его особенностей и специфики работы в программе устанавливаются индивидуальные нормы расхода топлива на километр, рейс или моточас. Это позволяет контролировать и анализировать расход ГСМ по фактическим данным и нормативным показателям.

В рамках данной подсистемы также выполняется управление остатками запасных частей на складе предприятия, контролируется их поступление и списание в разрезе автомобилей, а также ведется учет услуг по ремонту, оказанных сторонними организациями. На основании этих данных руководство компании может легко проанализировать прямые затраты на автомобиль и сопоставить их с прямыми доходами от его деятельности, полученными из подсистемы "Коммерция".

Управление заработной платой

На предприятиях, которые занимаются вывозом отходов, для водителей в большинстве случаев применяется сдельная система начисления заработной платы. При этом размер начисления зависит от показателей, принятых на предприятии.

Реализованный в программе механизм позволяет установить для каждого автомобиля индивидуальные нормы оплаты водителю за количество вывезенных отходов, количество выполненных рейсов, количество отработанных дней или часов. Следует также отметить, что нормы оплаты могут зависеть от типа маршрутного листа. Например, можно установить норму оплаты водителю за время, которое автомобиль находится в резерве, в ремонте или на дежурстве. В конце месяца руководителю остается только сформировать отчет, и система автоматически рассчитает заработную плату каждого водителя с требуемой детализацией.

В настоящее время решение "RG-Soft:Вывоз мусора" успешно эксплуатируется на шести предприятиях Москвы, Брянска, Череповца, Нальчика и Омска.

Прикладное решение "RG-Soft:Вывоз мусора" получило от фирмы "1С" сертификат "Совместимо! Система программ "1С:Предприятие".

А. Газиалиев
1С:Франчайзи "RG-Sоft"
Контактный телефон (495) 989-22-16


Смотрите также: