Версия для печати Поиск
Главная Методическая поддержка Книги, буклеты, статьи

"1С:Деньги 8": управление домашними финансами

И. Сидоров / "Финансовая газета" / № 15 (1007) / апрель / 2011

Для автоматизации учета личных и семейных финансов, планирования доходов и расходов, а также для их анализа фирма "1С" предлагает простой и удобный инструмент – программу "1С:Деньги 8".

Учет денежных средств в программе ведется в разрезе мест хранения, в терминологии программы – "Кошельков". Под кошельками понимаются любые места хранения – банковские счета, электронные "кошельки", дебетовые и кредитные карточки, кошельки членов семьи, конверты, коробки и т.д. В каждом кошельке можно хранить денежные средства только в одной валюте.

В программе предусмотрено оформление операций по регистрации доходов и расходов, по перемещению средств между кошельками и по обмену валюты. Реализованы регистрация операций с долгами и кредитами, ведение учета имущества, планирование предстоящих операций с денежными средствами, а также планирование накоплений. Для удобства работы все действия пользователь выполняет на рабочем столе в соответствующем разделе программы. Переключение между разделами выполняется в боковой панели.

Краткий обзор программы

Раздел "Операции" используется для ввода различных операций с денежными средствами и для получения информации о текущем состоянии финансов – остатках средств в разрезе кошельков и валют. В этом разделе также представлены актуальные данные о долгах, кредитах, накоплениях и другая информация. Для планирования заранее известных, как разовых, так и повторяющихся операций, предназначен раздел "Календарь".

В разделе "Долги" можно вводить информацию о денежных средствах, как полученных, так и выданных взаймы, регистрировать возврат и соответственно получение долгов. Кроме того, в этом разделе можно получить информацию о состоянии всех зарегистрированных долгов.

Раздел "Накопления" позволяет планировать и контролировать процесс накопления денежных средств для достижения конкретных финансовых целей – покупки автомобиля, приобретения кухонной мебели и т.д.

Для учета полученных кредитов, регистрации начисленных процентов и операций по погашению кредита можно использовать раздел "Кредиты".

Раздел "Имущество" предназначен для учета имущества, которое находится в пользовании, а также для регистрации изменения его стоимости.

Для планирования бюджета доходов и расходов в заданном периоде, а также для контроля за исполнением бюджета используется раздел "Бюджет".

Оценить величину остатка денежных средств на основании фактических данных, введенных в программу в прошлых периодах, и прогнозировать его изменение с учетом предполагаемого изменения доходов и расходов можно в разделе "Долгосрочное планирование".

Проанализировать динамику доходов и расходов, сравнить доходы и расходы за два периода, а также получить другую необходимую информацию можно с помощью отчетов раздела "Отчеты". В этом разделе также можно сформировать налоговые декларации на доходы физических лиц по ф. 3-НДФЛ и ф. 4-НДФЛ. Для облегчения заполнения декларации по ф. 3-НДФЛ в программе предусмотрен специальный помощник.

Заметим, что отдельные разделы программы тесно связаны между собой. Так, после регистрации операции по возврату должником части суммы, выданной ему взаймы, изменения происходят в трех разделах. При этом в разделе "Операции" отображается возврат долга в списке операций, в разделе "Долги" – уменьшение задолженности должника, а в доходной части раздела "Бюджет" возвращенная сумма интерпретируется как полученный доход и отражается на закладке "Долги".

Учет денежных средств

Для текущей работы по вводу любых операций с денежными средствами удобно использовать "рабочий стол" раздела "Операции".

Большую часть "рабочего стола" занимает список операций. В панели, которая находится справа от списка операций, располагается информация о расчетных остатках денежных средств на текущую дату в каждом кошельке, а также в разрезе валют. Сверка расчетных остатков с фактическими способствует оперативному контролю за корректностью ввода операций. В нижней панели находятся группы индикаторов отклонений – "Календарь", "Накопления", "Долги и кредиты" и "Бюджет". Индикаторы отклонений позволяют получить информацию о просроченных и ближайших запланированных операциях, состоянии накоплений, долгов и кредитов, а также об отклонениях от бюджета.

Учет доходов и расходов в программе ведется в разрезе статей доходов и статей расходов. Списки статей доходов и расходов являются иерархическими и могут иметь любой уровень иерархии. Список статей расходов, например, может включать группу расходов "Дети", которая содержит статьи расходов "Книги", "Игрушки", "Развлечения", а также группы расходов "Образование" и "Физкультура". В состав группы "Образование" в свою очередь могут входить статьи расходов "Английский язык", "Учебники и пособия", "Канцтовары" и т.д.

В некоторых случаях пользователям может понадобиться более детальный учет, например по членам семьи, по магазинам и т.д. Для реализации этой возможности в программе предусмотрено ведение учета в дополнительных аналитических разрезах. Так, можно организовать ведение учета расходов на проезд по статьям "Автобус", "Маршрутное такси" и "Такси" по членам семьи. Использование дополнительного разреза аналитики "Ремонт квартиры" позволит получать информацию о текущих расходах по этому направлению в процессе работ, а также данные о полной стоимости ремонта после его окончания.

Для удобной ориентации в списке операций предусмотрены разнообразные средства. Полнотекстовый поиск позволяет найти все операции, в которых присутствует, в том числе в комментариях операции, заданная последовательность символов. С помощью закладок можно отобрать операции, которые относятся, например, к конкретному кошельку и определенному движению денежных средств – обмену валют, доходу, расходу и т.д. Для поиска операции по конкретной статье доходов или расходов целесообразно воспользоваться отчетами "Список доходов" и "Список расходов".

Проанализировать доходы и расходы в разрезе статей доходов и расходов, а также дополнительных аналитических разрезов можно с помощью "Отчета по доходам" и "Отчета по расходам". В отчете "Динамика доходов и расходов" представлены две диаграммы, отражающие данные об изменении доходов и расходов в заданном периоде. Отчет "Самые крупные расходы" представляет собой список, в котором статьи расходов ранжированы по их величине. В результате анализа отчета может быть принято решение о сокращении некоторых расходов, либо о разбиении статьи на несколько подстатей для более детального анализа.

Планирование операций

Программа "1С:Деньги 8" позволяет планировать любые операции с денежными средствами – доход и расход, возврат долга, накопление и перемещение и т.д. Периодичность выполнения операций можно настроить. Для покупки, например, стиральной машины планируется разовая операция по расходу денежных средств. Некоторые операции выполняются регулярно. Это может быть, например, оплата обеда в столовой, получение заработной платы, оплата учебы в музыкальной школе и т.д. При планировании регулярных операций программа позволяет задавать периодичность их выполнения – ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежегодно. Для повторяющихся непериодических операций, например для возврата долга частями, предусмотрена настройка выполнения операций по произвольному графику.

Все запланированные операции отображаются на "рабочем столе" раздела "Календарь". При этом наименования исполненных операций показываются зачеркнутыми, а просроченных – выделяются красным цветом. Запланированные операции используются также при формировании бюджета. Например, если ввести на несколько лет вперед плановую операцию "Оплатить обучение дочери, 10 000 руб., 20 августа, 20 декабря", то эта операция автоматически отразится в бюджете на август и на декабрь. В дальнейшем при планировании расходов в бюджетах августа и декабря это послужит напоминанием о необходимости зарезервировать 10 000 руб. для оплаты обучения.

Следует отметить, что использование программы на первом этапе для ведения учета только доходов и расходов, а также для их планирования не требует чрезмерных усилий по ее освоению и в то же время может оказать существенную помощь в упорядочении семейных финансов. В дальнейшем по мере освоения программы, а также появления потребности в ведении учета накоплений, долгов и кредитов, а также в формировании бюджета доходов и расходов можно будет легко перейти к работе с другими разделами программы.

(Окончание следует)

И. Сидоров
Фирма "1С"
Контактный телефон (495) 737-92-57


Смотрите также: