Версия для печати Поиск
Главная Методическая поддержка Книги, буклеты, статьи

"1С:Предприятие 8": корпоративный учет в автомобильном холдинге

Д. Кутышева / "Финансовая газета" / № 10 (1002) / март / 2011

Группа ОАО "КАМАЗ" является крупнейшей автомобильной корпорацией Российской Федерации. Сегодня "Камаз" выпускает свыше 30 моделей грузовых автомобилей более чем в 400 вариантах комплектации, а также прицепы, автобусы, тракторы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. Единый производственный комплекс корпорации охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автокомпонентов и автотехники до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. В подразделениях компании работают свыше 45 000 сотрудников.

Предпосылки автоматизации

Ранее на предприятии для ведения учета использовались отдельные разнородные программы и электронные таблицы. Возможность оперативно получать необходимую информацию отсутствовала. Для ввода, поиска и анализа необходимых данных требовались значительные затраты времени, и это затрудняло управление предприятием. Более того, ни одна из программ для ведения бухгалтерского учета не обеспечивала автоматизацию всей последовательности операций, начиная от ввода первичного документа и заканчивая его отражением в необходимой отчетности.

Для повышения качества и оптимизации процессов учета всех подразделений и предприятий, централизации учета в едином информационном пространстве руководство холдинга приняло решение о создании корпоративной информационной системы на основе "1С:Управление производственным предприятием 8" на платформе "1С:Предприятие 8". Партнером по проекту автоматизации была выбрана группа компаний "Интелком" (1С:Франчайзи, Центр компетенции по производству, г. Казань), имеющая успешный опыт внедрения решений фирмы "1С" на крупных предприятиях со сложной структурой.

Реализация проекта

Первоочередной задачей проекта являлась автоматизация бухгалтерского и налогового учета, а также сложных и трудоемких расчетов, таких как расчет себестоимости и налога на добавленную стоимость. В рамках решения этой задачи следовало также обеспечить формирование регламентированной и управленческой отчетности.

Для улучшения сопоставимости данных бухгалтерского и налогового учета потребовалось разработать и внедрить в холдинге единую методику ведения учета. Следовало также организовать работу в режиме реального времени всех подразделений в соответствии с корпоративными стандартами и обеспечить эффективное взаимодействие между ними. Работа по проекту сопровождалась решением ряда организационных и методических проблем, характерных для крупного холдинга в период перехода на новую корпоративную систему учета.

При внедрении информационной системы использовалась "Технология быстрого результата", разработанная фирмой "1С" и предназначенная для управления внедрением программных продуктов системы "1С:Предприятие". Данная технология предполагает снижение финансовых рисков и направлена на получение быстрых, регулярных (ежемесячных) и качественных результатов, которые имеют ценность для заказчика. "Технология быстрого результата" основана на большом опыте участников партнерской сети фирмы "1С", существующих технологиях стандартного внедрения, а также передовом мировом опыте управления проектами и экстремального программирования.

Для быстрого решения всех проблем, которые появляются в процессе внедрения, непосредственно в системе был создан модуль для оперативного учета заявок пользователей. Использование данного модуля позволило в кратчайший срок вносить в систему необходимые изменения, своевременно устранять и предупреждать проблемы, из-за которых пользователи могли оказаться в затруднительном положении.

Применение "Технологии быстрого результата" позволило выполнить проект автоматизации в кратчайший срок. Каждый месяц начиная с января 2010 г., увеличивалось количество подразделений, которые приступили к работе с решением "1С:Управление производственным предприятием 8". Сегодня с новой информационной системой работают бухгалтерии 40 департаментов ОАО "КАМАЗ". Автоматизировано в общей сложности 300 рабочих мест.

Для ведения бухгалтерского и налогового учета в корпорации используется единая методика учета, которая закреплена в учетной политике ОАО "КАМАЗ". Все подразделения теперь работают в одной информационной системе, поэтому каждый бухгалтер гарантированно работает в рамках единой методики учета. Заметим, что обновление системы выполняется централизованно. После обновления все изменения в законодательстве, отраженные в системе, становятся доступны для всех подразделений, работающих с ней, и это способствует снижению налоговых рисков.

Для каждой группы пользователей в программе реализован удобный интерфейс. Система поддержки пользователей и автоматическая проверка данных при вводе позволяют подключать к программе сотрудников даже с минимальным уровнем компьютерной грамотности.

После запуска новой информационной системы объем операций, выполняемых вручную, сократился в несколько раз. Ранее первичные документы создавались на бумаге, последовательно заполнялись данными на нескольких участках подразделения, а затем передавались в бухгалтерию. На следующем этапе бухгалтер подразделения вводил полученные данные в различные программы. Таким образом, один документ проходил до 10 этапов обработки вручную.

Теперь все первичные документы формируются в подразделениях непосредственно в "1С:Управление производственным предприятием 8". При этом сформированные документы сразу становятся доступны для просмотра и проверки бухгалтерам подразделений, которые освобождены от функций оператора по вводу данных. Объем документов в бумажном виде значительно сократился. Переход на безбумажную технологию для ряда документов позволил оптимизировать многие бизнес-процессы учета и устранить часть промежуточных операций, необходимость в которых исчезла. Сокращение затрат времени на исполнение функций оператора позволяет бухгалтерам уделять больше внимания анализу данных.

Все необходимые данные сегодня представлены в единой системе. Текущую информацию, например о состоянии запасов или взаиморасчетов, можно получить в режиме реального времени, не дожидаясь закрытия месяца или подготовки соответствующих отчетов вручную. Уменьшились затраты времени на подготовку и проверку бухгалтерских данных, операции по закрытию месяца выполняются без авралов и задержек.

В результате автоматизации повысилась точность взаиморасчетов с контрагентами. Бухгалтерам теперь доступна детальная информация по дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ и контроль краткосрочной и долгосрочной задолженности теперь выполняются с учетом графиков платежей с разбивкой по периодам. Учет фактических затрат ведется в разрезе подразделений.

Автоматизировано формирование регламентированной отчетности. В системе реализовано более 200 специализированных форм регламентированной отчетности, которые позволяют расшифровывать показатели и детализировать их до первичных документов.

Результаты проекта

У корпорации ОАО "КАМАЗ" появилась комплексная информационная система, в которой можно быстро и наглядно проследить всю последовательность бухгалтерских операций и движений документов, а также получить необходимые данные для принятия управленческих решений в режиме реального времени.

Повысилась оперативность получения и уровень достоверности данных. Значительно упростилась и ускорилась работа с бухгалтерскими документами. Производительность центральной бухгалтерии выросла примерно на 30%. На подготовку, обработку и анализ бухгалтерских данных сейчас требуется значительно меньше времени. Новая система помогла обеспечить соблюдение повышенных требований акционеров к отчетности и вовремя сдать всю отчетность.

Следует отметить, что для ОАО "КАМАЗ" – это первый за последнее время успешный проект в области информационных технологий такого масштаба. В то же время это только первый этап по автоматизации всех учетных подразделений автохолдинга ОАО "КАМАЗ" на платформе "1С:Предприятие 8".

Д. Кутышева
1С:Франчайзи группа компаний "Интелком"
Контактный телефон (843) 227-22-40


Смотрите также: