Версия для печати Поиск
Главная Методическая поддержка Книги, буклеты, статьи

"1С:Управление торговлей 8" редакция 11 – новое поколение управленческих решений на платформе "1С:Предприятие 8.2"

И. Сидоров / "Финансовая газета" / № 46 / ноябрь / 2010

(Продолжение. Начало см. в № 34-45)

Управление взаиморасчетами

Оценка состояния взаимных обязательств торгового предприятия, а также клиентов и поставщиков выполняется в подсистеме "Управление взаиморасчетами".

В зависимости от момента появления обязательств торгового предприятия по отношению к поставщикам и покупателям его задолженность можно подразделить на фактическую и планируемую.

Изменение величины фактической задолженности происходит в момент передачи права собственности на товары, а также в момент получения одной из сторон денежных средств.

При продаже товаров клиенту фактическая задолженность рассчитывается при регистрации следующих фактов – отгрузка покупателю товаров, получение от него оплаты, возврат товаров от покупателя. Аналогично изменение фактической задолженности при работе с поставщиком происходит при регистрации поступления товаров, оплаты поставщику и возврата ему товаров. Данные о фактической задолженности система позволяет получить в любой момент.

Под планируемой понимается задолженность, которая появится в будущем в том случае, если стороны будут выполнять свои обязательства в соответствии с какими-либо планами оплаты и отгрузки.

Предположим, что предприятие использует в своей деятельности заказы клиентов и заказы поставщикам. В момент оформления заказа клиента товары еще не отгружены и оплата за них не получена, поэтому фактическая задолженность по заказу отсутствует. В то же время для этого заказа можно предусмотреть, например, два этапа оплаты – предоплату (до отгрузки) 50% и кредит (после отгрузки) 50%. Если при наступлении даты предоплаты покупатель выполнит свои обязательства, то можно планировать появление у предприятия задолженности перед клиентом на определенную дату. Дата погашения кредита после отгрузки также указана в заказе клиента, поэтому можно планировать уменьшение задолженности предприятия на сумму предполагаемой отгрузки, а также увеличение задолженности клиента на сумму товаров, отгруженных в кредит.

Аналогичным образом даты оплаты и поступления товаров, а также соответствующие суммы указываются в заказах поставщикам и могут служить основанием для планирования движения задолженности поставщиков и торгового предприятия.

Заметим, что на предприятии может быть принято решение не использовать заказы клиентов и/или заказы поставщикам. В этом случае прогнозировать движение фактической задолженности можно на основании планируемых дат оплаты и сумм, указанных в документах реализации и поступления товаров.

Таким образом, данные о движении планируемой задолженности присутствуют в системе всегда независимо от того, использует ли предприятие заказы или ограничивается только документами поступления и реализации.

Полное или частичное невыполнение на заданную дату запланированной отгрузки или оплаты приводит к появлению просроченной задолженности. Другими словами, просроченная задолженность образуется при фактическом неисполнении запланированных обязательств.

Рассмотрим на примере появление задолженности разных видов. Предположим, 1 октября предприятие отгрузило клиенту товары на сумму 12 000 руб. При этом клиент обязался оплатить их в два этапа: 7 октября – 8000 руб., а 14 октября – оставшиеся 4000 руб. Следовательно, 1 октября, после отгрузки товаров, у клиента появилась фактическая задолженность перед предприятием в размере 12 000 руб., просроченная задолженность клиента на данный момент отсутствует. Первую оплату клиент произвел только 11 октября в сумме 6000 руб. Таким образом, 7 октября у клиента появилась просроченная задолженность в размере 8000 руб., которая 11 октября уменьшилась до 2000 руб. Фактическая задолженность клиента 11 октября также уменьшилась и составила 6000 руб. и т.д.

Средства прикладного решения "1С:Управление торговлей 8" ред. 11 позволяют получить необходимую информацию о взаиморасчетах и проанализировать фактическую, планируемую и просроченную задолженность торгового предприятия, а также клиентов и поставщиков.

Детализация взаиморасчетов

Информация о взаиморасчетах с клиентами и поставщиками отражается в системе в разрезе партнеров, контрагентов, организаций, валюты расчетов и расчетных документов – "Реализация товаров и услуг", "Поступление товаров и услуг" и т.д. В случае если предприятие использует заказы, то информация о взаиморасчетах с клиентами и поставщиками отражается также в разрезе заказов клиентов и заказов поставщику.

Следует отметить, что понятие "Партнер" в прикладном решении применяется к покупателям, поставщикам, а также физическим лицам и относится к области управленческого учета, понятие "Контрагент" — к юридическим лицам партнеров и принадлежит области регламентированного учета. Например, в корпорацию "Мебельная фабрика", которая является партнером, могут входить два юридических лица — салон "Вся мебель" и магазин "Кухонная мебель", которые в программе относятся к контрагентам. Аналогично "Организация" является одним из юридических лиц торгового предприятия.

Прикладное решение обеспечивает оперативное получение информации о взаиморасчетах с детализацией, указанной выше.

Оперативный анализ взаиморасчетов

Информацию о состоянии взаиморасчетов с клиентами на текущую дату можно получить с помощью отчета "Состояние расчетов с клиентами". В отчете представлены данные о фактической, планируемой и просроченной задолженности как клиентов по оплате, так и торгового предприятия по отгрузке. Аналогичный отчет предназначен для получения информации о состоянии взаиморасчетов с поставщиками на текущую дату. Заметим, что информация о глубине просроченной задолженности, т.е. о количестве дней, на которое просрочена оплата или отгрузка, в этих отчетах отсутствует.

Отчет "Расчеты с партнерами" позволяет получить информацию о взаиморасчетах с клиентами и поставщиками в отличие от рассмотренных отчетов не на текущую дату, а в выбранном периоде. В отчете представлены данные о фактической задолженности на начало и конец периода, а также о ее изменении за этот период. Предусмотрены варианты формирования отчета, которые позволяют получить информацию о взаиморасчетах с клиентами и поставщиками по отдельности.

Для более детального анализа взаиморасчетов с клиентами в прикладном решении предназначен отчет "Карточка расчетов с клиентами", содержащий информацию о состоянии задолженности клиента и предприятия после регистрации каждого документа. Данный отчет позволяет последовательно, по этапам, контролировать формирование итоговой задолженности клиента или предприятия на текущую дату. Его удобно использовать, например, для сверки взаиморасчетов с клиентом.

Получить информацию о просроченной задолженности клиентов и предприятия можно с помощью отчета "Анализ расчетов с клиентами". Для каждой суммы задолженности в отчете представлена информация о дате платежа, относительно которой рассчитывается глубина просрочки. Прикладное решение позволяет классифицировать глубину просрочки по заданным произвольным интервалам, например "от 1 до 4 дней", "от 5 до 15 дней" и т.д., и представить эти данные в отчете.

На основе анализа информации о просроченной задолженности может быть принято решение об активизации работы с клиентами-должниками, о запрете отгрузки клиентам, имеющим большую просроченную задолженность, и т.д.

Взаимозачет и списание задолженности

В некоторых ситуациях у торгового предприятия может появиться потребность в выполнении взаимозачета. Так, взаимозачет может понадобиться при оформлении товарообменных операций. Кроме того, по просьбе поставщика в счет задолженности за товары, которые он поставил предприятию, возможно, потребуется оплатить оказанные ему услуги. Иногда необходимо выполнить взаимозачет между юридическими лицами одного партнера.

В прикладном решении предусмотрено оформление операции взаимозачета.

Для случаев, в которых текущая задолженность по взаиморасчетам с большой долей вероятности никогда не будет погашена, реализовано оформление операций по списанию задолженности. Списывать можно как дебиторскую, так и кредиторскую задолженность. В зависимости от вида задолженности выбирается статья расхода или дохода, на которую относится списанная задолженность.

(Окончание следует)

И. Сидоров
Фирма "1С"
Контактный телефон (495) 737-92-57


Смотрите также: