Версия для печати Поиск
Главная Методическая поддержка Книги, буклеты, статьи

"1С:Управление торговлей 8" редакция 11 – новое поколение управленческих решений на платформе "1С:Предприятие 8.2"

И. Сидоров / "Финансовая газета" / № 44 / октябрь / 2010

(Продолжение. Начало см. в № 34-43)

Планирование обеспечения

Торговое предприятие нуждается в планировании запасов по нескольким причинам.

Отсутствие товаров на складе при наличии потребности клиентов в них приводит не только к упущенной выгоде и репутационным издержкам, но и к уменьшению лояльности покупателей.

Создание избыточного, чрезмерного запаса товаров в свою очередь приводит к нерациональному замораживанию денежных средств. Кроме того, для увеличения объема запасов требуется адекватное увеличение площади складов, что сопровождается ростом затрат на хранение товаров.

Возможности подсистемы "Планирование обеспечения" прикладного решения "1С:Управление торговлей 8" ред. 11 позволяют оптимизировать уровень запаса товаров и таким образом избежать как недостатка товаров, так и их необоснованного избытка.

Для планирования обеспечения в различных ситуациях программа предлагает четыре метода управления запасами: "Объемно-календарное планирование", "Заказ под заказ", "Точка перезаказа (с фиксированным интервалом времени между заказами)" и "Точка перезаказа (с фиксированным размером заказа)".

Использование того или метода управления запасами обусловлено сочетанием двух факторов: объемом продаж и стабильностью продаж за период. Для оценки объема продаж товара используется показатель "Выручка", для оценки их стабильности – показатель "Количество реализованных товаров".

Следует отметить, что программа позволяет указать метод планирования для любой комбинации номенклатура – характеристика товара – склад.

Предположим, на складе "Центральный" холодильники "Орион" длительное время стабильно продаются и имеют большие объемы продаж. При этом с большой долей вероятности можно полагать, что показатели "Количество реализованных товаров" и "Выручка" сохранятся на высоком уровне и в ближайшее время. В этом случае для управления запасами можно использовать метод "Объемно-календарное планирование".

В то же время продажи холодильников "Сириус" на складе "Центральный" хотя и случаются, но имеют разовый, нерегулярный характер. В данной ситуации для управления запасами рекомендуется применять метод "Заказ под заказ". При его использовании запас товара на складе не хранится. Товары заказываются поставщику только при наличии потребности у покупателей, зарегистрированной в системе в виде заказов клиентов.

Таким образом, для разных товаров, которые реализуются в одном месте хранения, можно применять разные способы управления запасами.

Заметим, что возможности прикладного решения позволяют не только определить рекомендуемый способ управления запасами, но и сделать это автоматически, с помощью ABC/XYZ-классификации.

ABC/XYZ-классификация

ABC-классификация используется для распределения товаров по категориям исходя из данных об объемах продаж за период. При этом товары с большим объемом продаж относятся к классу А, с умеренным – к классу В, а с низким объемом продаж – к классу С.

Для распределения номенклатуры по категориям на основе данных о количестве реализованных товаров применяется XYZ-классификация. В класс X попадают товары, которые стабильно продаются в выбранном периоде, в класс Y – товары со средней стабильностью продаж. Товары, которые продаются очень редко, относятся к классу С.

В результате совмещения ABC- и XYZ-классификаций товары объединяются в группы AX, AY, AZ, BX, BY и т.д., которые характеризируются уже двумя показателями – "Объемом продаж" и "Количеством реализованных товаров". В зависимости от группы, к которой относится тот или иной товар по результатам ABC/XYZ-классификации, прикладное решение автоматически рекомендует соответствующий метод управления его запасами.

Например, для товаров группы СХ характерны небольшой объем, но в то же время высокая стабильность продаж. Для управления запасами товаров этой группы прикладное решение рекомендует использовать метод "Точка перезаказа (с фиксированным интервалом времени между заказами)".

Метод "Объемно-календарное планирование" устанавливается для товаров, которые относятся к группам AX, AY, BX и BY. Продажи этих товаров стабильны и характеризуются большой выручкой.

Товары, которые продаются нерегулярно и объем продаж которых небольшой, относятся к группе CY. Для управления запасами данных товаров устанавливается метод "Точка перезаказа (с фиксированным размером заказа)". Метод "Заказ под заказ" рекомендуется для товаров групп AZ, BZ и СZ.

ABC/XYZ-классификация товаров проводится автоматически как по каждому складу, так и по предприятию в целом. В случае, если у менеджера по закупкам есть свое представление о методе управления запасами того или иного товара, он может вручную указать данный метод.

Информация о заданных методах управления запасами будет использована в дальнейшем при определении объема товаров, которые необходимо приобрести.

Товарные и транспортные ограничения

В деятельности по управлению запасами существует ряд рисков, которые приводят к незапланированным нештатным ситуациям. К ним можно отнести, например, несоблюдение поставщиком договоренностей по сроку или объему поставки, поломку автомобиля при перемещении товара с одного склада предприятия на другой и т.д.

Для смягчения последствий нештатных ситуаций, которые приводят к дефициту, предприятию необходимо иметь на каждом складе некоторый запас товара. Данные о таком запасе регистрируются в прикладном решении в качестве "товарных ограничений" склада и учитываются при планировании обеспечения.

В программе предусмотрено несколько видов товарных ограничений: "страховой запас", "минимальный запас", "нормативный запас" и "максимальный запас". Расчет первых трех видов ограничений основан на данных о среднедневном расходе товаров на каждом складе и выполняется автоматически. "Страховой запас", например, рассчитывается как среднеквадратичное отклонение ежедневного расхода товаров со склада. Данные о "максимальном запасе" вводятся менеджером по закупкам вручную.

Использование "транспортных ограничений" позволяет при планировании обеспечения учесть календарь поставок (даты календаря или дни недели, в которые поставщик отгружает товар), время, которое необходимо для доставки товаров от поставщика, а также для их перемещения с одного склада на другой.

Одним из важных параметров транспортного ограничения является "Способ пополнения запасов", который может принимать произвольные значения – "Покупка у поставщика", "Перемещение с центрального склада" и т.д. Предположим, поставки конфет "Белочка" выполняются на "Центральный склад". После этого производятся их перемещение на склад "Торговый зал магазина", а затем реализация. В этом случае параметр "Способ пополнения запасов" для конфет "Белочка" на центральном складе будет иметь значение "Покупка у поставщика", а на складе "Торговый зал магазина" – "Перемещение с центрального склада".

В дальнейшем на этапе управления запасами при наличии потребности в конфетах "Белочка" программа автоматически сформирует необходимые заказ поставщику и/или заказ на перемещение.

Планирование и прогнозирование объема продаж

Прикладное решение позволяет планировать и прогнозировать потребность в запасах товаров, используя при этом для составления прогноза различные источники данных. В качестве источников можно использовать любые данные, которые хранятся в информационной базе. Это могут быть, например, данные об объеме продаж за предыдущий период, об объеме закупок, о текущем остатке на складе и т.д.

Источники данных можно использовать совместно, а также объединять их в группы. Предположим, в целях планирования объема продаж в октябре необходимо выбрать максимальные объемы продаж на основании данных о продажах в августе и в сентябре. Для планирования в этом случае используются два источника – "объем продаж за август" и "объем продаж за сентябрь". После группировки источников для них указывается правило взаимодействия – "максимум". Для групп источников данных можно также использовать и другие правила взаимодействия – "сложение", "среднее" и "минимум".

В результате планирования и прогнозирования объема продаж в системе формируется "План продаж и внутреннего потребления", который содержит расчетные данные о планируемом объеме потребности в товарах. Полученные данные используются в дальнейшем при управлении запасами.

Заметим, что планирование и прогнозирование объема продаж применяются в прикладном решении только для товаров, для которых в качестве метода управления запасами установлено "Объемно-календарное планирование".

Управление запасами

Для управления запасами менеджер по закупкам использует специальное рабочее место. С его помощью он может ознакомиться с информацией о просроченных отгрузках и поступлениях товаров, скорректировать даты отгрузки и поступления. Он может также просмотреть информацию о товарах, которые являются дефицитными в указанном периоде планирования.

Программа позволяет сформировать рекомендованный список всех необходимых заказов поставщикам, на перемещение товаров, а также заказов на сборку (разборку). Используя рекомендации программы, менеджер по закупкам может автоматически сформировать все необходимые заказы. При этом ему доступна информация о поставщиках и о ценах поставщиков на товары.

(Продолжение следует)

И. Сидоров
Фирма "1С"
Контактный телефон (495) 737-92-57


Смотрите также: