Версия для печати Поиск
Главная Методическая поддержка Книги, буклеты, статьи

"1С:Предприятие 8" в дочерних организациях металлургического комбината

Ю. Гулянский / Финансовая газета / № 5 / январь 2010

ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат" ("НЛМК") производит около 15% всей российской стали и представляет собой одну из крупнейших металлургических компаний мира, продукция которой экспортируется в более 70 стран.

Будучи предприятием с полным металлургическим циклом, комбинат производит чугун, слябы, холоднокатаную, горячекатаную, оцинкованную, динамную и трансформаторную сталь, а также сталь с полимерным покрытием. В группе компаний "НЛМК" работают около 70 тыс. сотрудников.

В 2008 г. началось выделение из состава "НЛМК" структурных подразделений "Металлобаза", "Служба эксплуатации территорий" и "Строительно-монтажный трест". Специфика деятельности данных подразделений различна и включает производство, услуги, оптовую и розничную торговлю, а также строительство. На данном этапе руководством группы "НЛМК" была поставлена задача по созданию и внедрению информационной системы, отражающей финансово-хозяйственную деятельность дочерних обществ в едином информационном пространстве. Информационная система должна была обеспечить ведение бухгалтерского и налогового учета дочерних обществ, получение регламентированной отчетности, ведение управленческого учета и предоставление необходимых данных для формирования консолидированной отчетности группы "НЛМК".

Партнером по проекту была выбрана компания "Черноземье ИНТЕКО" (1С:Франчайзи, 1С:Центр компетенции по производству, 1С:Центр компетенции по строительству, г. Воронеж). Определяющим фактором при выборе исполнителя явился опыт специалистов компании "Черноземье ИНТЕКО", выполнивших более 50 проектов комплексной автоматизации на крупных промышленных предприятиях.

Для решения поставленной задачи был необходим современный программный инструмент, в качестве которого было решено использовать отраслевое прикладное решение "1С:Управление строительной организацией 8". Программа "1С:Управление строительной организацией 8" является совместной разработкой фирм "1С" и "Эрти" (1С:Франчайзи, г. Москва), выполненной на основе прикладного решения "1С:Управление производственным предприятием" на платформе "1С:Предприятие 8". Выбор данного программного продукта был обусловлен его широкими функциональными возможностями, гибкостью настроек и масштабируемостью.

Масштабность проекта требовала выполнения работ в полном соответствии с проектной технологией. Работы по проекту были выполнены в течение 11 месяцев в четыре этапа.

Проект начался с комплексного обследования бизнес-процессов дочерних обществ и разработки совместно со специалистами "НЛМК" технического проекта информационной системы. Технический проект включал детальное описание специфики управления и учета в дочерних обществах, а также календарный план работ по проекту.

В рамках 2–4 этапов проекта были выполнены установка, настройка и адаптация отраслевого решения "1С:Управление строительной организацией 8" к требованиям дочерних обществ, согласованным в техническом проекте информационной системы.

Одной из наиболее важных задач проекта являлась организация хранения и ввода нормативно-справочной информации (НСИ), необходимой для работы с информационной системой.

Организация работы с НСИ

Для устранения существовавшего дублирования НСИ и сокращения ее объема была выполнена работа по унификации структуры и состава основных справочников, таких как "Основные средства", "Номенклатура", "Контрагенты", "Физические лица", "Планы счетов бухгалтерского и налогового учета", "Статьи затрат", а также "Прочие доходы и расходы".

Был введен институт ответственных исполнителей за состояние справочников, разработан регламент ведения НСИ и реализован режим выгрузки/загрузки данных из существующих систем.

Проведенная работа, а также распределение ролей и прав доступа к НСИ позволили существенно повысить качество НСИ, а также сократить трудозатраты при работе с информацией.

Интеграция с системами учета

Особенностью проекта являлось то, что информационная поддержка различных аспектов деятельности выделяемых структурных подразделений до начала проекта автоматизации выполнялась в рамках собственных корпоративных информационных систем (КИС) "Металлобаза", "Кадры и труд" и "Учет работы автотранспорта". Эти КИС необходимо было интегрировать с новой информационной системой.

В рамках технического проекта был разработан механизм интеграции по согласованному составу показателей и форматов, определен регламент интерфейсного взаимодействия указанных продуктов с решением "1С:Управление строительной организацией 8".

Таким образом, данные по дочерним обществам, накопленные в информационных базах, используются в новой системе. Кроме того, сохранена преемственность в работе большого количества пользователей аппарата управления при учете производства металла, кадров и работы автотранспорта.

Автоматизация оперативного производственного учета

Производственный учет в дочерних обществах до создания информационной системы фактически велся вручную. В новой автоматизированной системе для оперативного учета производства металла используются документы "Баланс металла" и "Заказ на производство". Это позволяет вести развернутый учет движения сырья и продукции в производстве и, как следствие, предоставлять руководству подробную информацию о продукции в разрезе готового металла, отходов и незавершенной продукции.

Оперативное получение итоговой аналитической информации о производстве металла за любой период в разрезе различных размеров и единиц измерений обеспечивают разнообразные отчеты.

В системе реализован интерфейс для автоматического формирования документов "Приходный ордер на товары" и "Сертификация номенклатуры" по данным сертификата, полученного от "НЛМК", что привело к сокращению трудозатрат, необходимых для ввода информации, и исключению ошибок, вероятных при вводе данных вручную.

Была выполнена интеграция с системой "Гранд-смета". Это обеспечило автоматическое формирование в новой системе локальных смет, перечня работ календарного плана и расценок на работы на основании данных, полученных из файла обмена.

В системе можно вести учет затрат на производство с расширенной аналитикой и выполнять сложный расчет себестоимости продукции.

Автоматизация регламентированного учета

До внедрения системы на комбинате для ведения бухгалтерского и налогового учета применялись разрозненные бухгалтерские программы. Практически отсутствовал единый подход к учетной политике, без реализации которого невозможно было выполнить консолидацию бухгалтерской информации по дочерним обществам.

Для автоматизации бухгалтерского и налогового учета осуществлена разработка единых методических подходов и принципов учета. Сформулирована и совместно с дирекцией по учету "НЛМК" введена в действие единая учетная политика дочерних обществ. На базе методических решений были выполнены специальные настройки подсистемы бухгалтерского и налогового учета для каждого дочернего общества, а также общие настройки по разделам учета, которые обеспечили консолидацию бухгалтерской и налоговой информации.

В промышленную эксплуатацию передано 100 рабочих мест. К работе с новой информационной системой приступили сотрудники бухгалтерий, отделов сбыта и договоров, сметного, технического и производственного отделов, а также работники службы маркетинга и отдела материального обеспечения производства.

Разработаны регламенты технического обслуживания системы в штатном и аварийном режимах, руководство системного администратора и руководство пользователя системы. Заказчику предоставлено описание изменений, внесенных в стандартные функциональные возможности типового отраслевого решения.

Ю. Гулянский
1С:Франчайзи "Черноземье ИНТЕКО"
Контактный телефон (4732) 55-96-84


Смотрите также: