Версия для печати Поиск

Центр контроля качества

Обзор основных возможностей и принципов работы

Качество работы системы – это ее соответствие бизнес-требованиям автоматизируемого предприятия, которое складывается из таких показателей, как производительность системы, ее масштабируемость и устойчивость.

Качество работы системы зависит от множества факторов, постоянный контроль за которыми является сложной задачей. Иначе говоря, для того, чтобы обеспечить высокое качество работы системы, необходимо выполнить (или периодически выполнять) некоторый сложный набор действий, каждое из которых имеет свою специфику.

Например:

  • Необходимо осуществлять постоянный мониторинг производительности системы при помощи ЦУП и принимать меры по оптимизации кода системы при обнаружении проблем.
  • Необходимо осуществлять резервное копирование данных системы и периодически контролировать целостность резервной копии.
  • Необходимо заблаговременно оценивать эффект от внесения изменений в систему (например, от модификации кода) при помощи нагрузочного тестирования.

Выполнение таких действий требует от технических специалистов:

  • точного знания всех действий, которые необходимо выполнять;
  • точного знания методик и технологий выполнения каждого действия;
  • распределения обязанностей и контроля за выполнением действий.

Для решения этих задач и предназначен Центр контроля качества. Каждое из действий, которые необходимо выполнять для повышения качества работы системы, в терминах Центра контроля качества называется регламентной процедурой.

*Решаемые задачи

Центр контроля качества позволяет гарантировать эффективную и надежную работу системы на платформе 1С:Предприятие 8 за счет своевременного и правильного технического обслуживания системы. Это особенно важно для внедрений с высокими требования по производительности и надежности системы. При создании ЦКК был обобщен опыт технического обслуживания сотен корпоративных внедрений 1С:Предприятия 8.

Центр контроля качества решает следующие задачи:

  • позволяет хранить детальное описание всех программных и аппаратных компонентов системы (целевых объектов регламентных процедур);
  • автоматически предоставляет список всех регламентных процедур, которые необходимо выполнять для обеспечения высокого качества работы каждого целевого объекта;
  • предоставляет детальные рекомендации по текущим действиям, которые необходимы для повышения качества работы системы;
  • позволяет распределить ответственность за выполнение отдельных задач в рамках каждой регламентной процедуры между пользователями системы;
  • автоматически оповещает пользователей системы о необходимости выполнения задач в рамках регламентных процедур;
  • предоставляет подробную информацию по методикам выполнения каждой регламентной процедуры;
  • отображает качество работы системы на каждом ее уровне, исходя из информации, полученной при выполнении регламентных процедур.

*Основные возможности

Центр контроля качества будет наиболее полезен следующим специалистам:

  • Менеджеры, отвечающие за качество работы системы в целом:
    • гарантия эффективной работы системы;
  • IT-менеджеры, координирующие работы по внедрению и поддержке системы:
    • контроль качества технического обслуживания системы;
    • перечень всех необходимых действий;
    • координация работ;
    • распределение обязанностей;
  • Технические специалисты, осуществляющие внедрение и поддержку системы:
    • оповещения о необходимости выполнить то или иное действие;
    • детальные инструкции по выполнению каждого действия;
    • регистрация результатов выполнения каждого действия.

*Общие принципы работы

Каждая регламентная процедура направлена на повышение или поддержание качества работы определенного аппаратного или программного компонента системы. Например, регламентная процедура «Контроль загруженности оборудования» предназначена для контроля качества работы определенного сервера, водящего в состав системы. Если при работе системы используется несколько серверов, то регламентная процедура должна выполняться для каждого из них.

Компоненты системы, качество работы которых контролируется и поддерживается при помощи регламентных процедур, называются целевыми объектами. ЦКК позволяет описывать целевые объекты следующих видов:

  • базы данных;
  • информационные базы;
  • кластеры 1С:Предприятия;
  • компьютеры;
  • серверы СУБД.

Начальное состояние

Основная форма ЦКК отображает перечень всех аппаратных и программных компонентов системы. При начале работы системы перечень содержит по одному предопределенному объекту каждого вида. Для каждого объекта задан полный перечень всех регламентных процедур, которые должны быть выполнены для обеспечения высокого качества работы системы. ЦКК не имеет информации о том, что какие-либо регламентные процедуры настроены и выполняются. Поэтому по на данном этапе считается, что техническое обслуживание системы пока не производится и качество работы системы оценивается как предельно низкое.

Начальное состояние ЦКК

Первое, что должен сделать пользователь при начале работы с ЦКК: описать все программные и аппаратные компоненты системы.

ШАГ 1. Описание информационной системы

Необходимо зарегистрировать в ЦКК все программные и аппаратные компоненты, которые принимают участие в работе системы. А именно:

  • Все компьютеры, которые могут повлиять на производительность системы. В частности: сервер СУБД, сервер 1С:Предприятия и наиболее сильно нагруженные клиентские компьютеры.
  • Серверы СУБД и базы данных, используемые при работе системы.
  • Кластеры 1С:Предприятия и информационные базы, используемые при работе системы.

ЦКК позволяет детально описать каждый программный и аппаратный компонент системы. Некоторые поля являются обязательными, поскольку их значения могут повлиять на набор необходимых регламентных процедур.

Описание информационной системы

ШАГ 2. Список регламентных процедур

При регистрации каждого компонента системы, ЦКК автоматически пропишет все необходимые регламентные процедуры, которые необходимо выполнить (или выполнять периодически) для того, чтобы обеспечить необходимое качество его работы. ЦКК так же предоставляет детальное описание каждой регламентной процедуры.

ЦКК поддерживает следующие регламентные процедуры:

  • Базы данных:
    • обновление статистик;
    • оптимизация таблиц;
    • резервное копирование;
  • Информационные базы:
    • контроль производительности;
    • нагрузочный тест основные бизнес процессы;
    • нагрузочный тест эмуляция работы пользователей;
    • настройка полнотекстового поиска;
    • настройка разделения итогов;
    • настройка технологического журнала;
    • настройки безопасности;
    • тестирование исправление;
    • управление границей актуальности итогов;
    • управление журналом регистрации;
  • Кластеры 1С:Предприятия:
    • горячий резерв;
    • настройка параметров;
    • настройки безопасности;
  • Компьютеры:
    • контроль загруженности оборудования;
    • настройки безопасности;
  • Серверы СУБД:
    • горячий резерв;
    • настройка параметров;
    • настройки безопасности.

Список регламентных процедур

Что такое регламентная процедура

Регламентная процедура представляет собой несколько действий (задач), которые должны быть выполнены в определенной последовательности разными пользователями системы. В простейшем случае это может быть одно действие, как, например, у регламентной процедуры «Настройка параметров кластера 1С:Предприятия».

В сложных случаях это может быть множество действий со своей логикой переходов между ними и необходимостью выполнять несколько действий синхронно различными пользователями. В качестве примера такой регламентной процедуры можно привести «Нагрузочный тест основные бизнес-процессы», который включает в себя 7 различных действий и два участка, на котором действия выполняются параллельно.

Для того, чтобы описывать и контролировать логику переходов между действиями ЦКК использует механизм бизнес-процессов.

Регламентная процедура

ШАГ 3. Настроить и запустить регламентную процедуру

Сразу после добавления регламентная процедура находится в состоянии "Не настроена" и помечается в дереве красной иконкой. Пользователь ЦКК должен принять решение по выполнению этой регламентной процедуры и настроить ее, то есть назначить ответственных за каждую задачу и запустить процедуру на выполнение.

Пользователь может принять решение не выполнять данную регламентную процедуру. В этом случае она будет помечена серой иконкой и не будет учитываться при оценке качества работы системы.

Настройка и запуск регламентной процедуры

ШАГ 4. Последовательно выполнить все действия регламентной процедуры

После того, как регламентная процедура запущена, будет автоматически активизирована ее первая задача в соответствии с картой маршрута бизнес-процесса. При активизации задачи ЦКК оповестит ответственного о необходимости выполнить задачу, отправив ему сообщение по электронной почте. Кроме того, задача появится в списке действий, которые необходимо выполнить. Ответственному необходимо запустить задачу на выполнение, дважды кликнув по ней в списке. Будет открыта форма выполнения текущей задачи. Форма предоставляет детальную инструкцию по выполнению задачи и интерфейс, необходимый для:

  • фиксации факта выполнения действия. Отмечая выполненные действия, ответственный как бы "расписывается" в том, что действие выполнено в соответствии с рекомендациями и при этом получен необходимый результат;
  • фиксации результатов выполнения действия. Информация о результатах выполнения данного действия может быть использована на следующих шагах выполнения регламентной процедуры.

Выполнение действий регламентной процедуры

Целевое состояние

В процессе использования ЦКК пользователи должны выполнять все необходимые действия, увеличивая долю зеленого цвета на диаграмме (выполненные регламентные процедуры) и очищая список невыполненных задач. Целевым состоянием ЦКК является диаграмма полностью зеленого цвета (возможно, с незначительной долей серого, то есть отключенных регламентных процедур) или - что тоже самое - полностью пустой список текущих задач.

Такое состояние ЦКК будет говорить о том, что система гарантированно работает с высокой эффективностью и надежностью. Это справедливо при выполнении следующих условий:

  • в ЦКК зарегистрированы все программные и аппаратные компоненты системы;
  • отметки о выполнении действий в ЦКК соответствуют действительности;
  • отключенны только те регламентные процедуры, которые заведомо не являются существенными для данной системы.

Обратите внимание на то, что ЦКК включает множество регламентных процедур, выполняющихся периодически по расписанию. Поэтому целевое состояние ЦКК возможно только тогда, когда все процедуры выполнены, а срок очередного выполнения еще не настал.

Целевое состояние ЦКК