Версия для печати Поиск

Центр администрирования

*Назначение

    Центр администрирования предназначен для автоматизации задач администрирования и эксплуатации информационных систем, построенных на платформе 1С:Предприятие 8. На сегодняшний день, когда системы становятся все более сложными, проекты масштабными, а контуры, где развернуты информационные системы, все более распределенными, остро встает вопрос автоматизации задач администрирования таких систем. Администрирование вручную и/или при помощи нетиповых средств показывают себя тем менее эффективными и тем более затратными, чем крупнее информационная система и администрируемый контур.

*Состав

Центр администрирования включает:
  • конфигурацию (прикладное решение) Центр администрирования;
  • расширение Центр администрирования;
  • демонстрационную базу Центр администрирования (демо);
  • комплект поставляемых скриптов и сценариев;
  • дистрибутивы Python для быстрого развертывания;
  • комплект документации.

Центр администрирования может работать как самостоятельная программа, как подсистема прикладного решения, а также может быть подключен как расширение конфигурации.

Преимущества использования Центра администрирования:

  • снижение стоимости владения системой за счет сокращения трудозатрат на ее администрирование;
  • сокращение времени обновления на новые версии платформы и конфигураций;
  • снижение рисков ошибок администрирования при выполнении задач эксплуатации системы за счет стандартизации сценариев;
  • автоматизация процессов тестирования версий конфигурации перед обновлением;
  • единый интерфейс для контроля состояния задач администрирования всего контура.

Центр администрирования будет наиболее полезен при внедрении и эксплуатации крупных корпоративных информационных систем с большим количеством рабочих мест и распределенной структурой контура:

  • КОРП-внедрения;
  • крупный распределенный контур с большим количеством информационных баз и серверов;
  • крупная распределенная информационная база, например, розничная сеть.

*Ключевые плюсы

  • Продукт отлично масштабируется
  • Функции управления и контроля централизованы
  • Все автоматизируемые операции выполняются на удаленных машинах
  • Максимальная гибкость в использовании:
    • можно использовать как самостоятельный продукт или интегрировать в состав уже существующей системы;
    • o можно использовать поставляемые «из коробки» сценарии или дополнять их в режиме конструктора собственными сценариями администрирования;
    • o можно использовать поставляемые скрипты на Python или подключать и использовать собственные наработки на любом удобном вам языке.
  • Является кроссплатформенным:
    • может одинаково применяться для задач администрирования контура, развернутого как на ОС Windows, так и на Linux (Ubuntu 16.04 и выше; Centos 7 и выше).
  • Не требует от конечного пользователя продукта специальных технических знаний:
    • работа через дружественный интерфейс 1С:Предприятия 8;
    • архитектура контура и реализация сценариев не выносится «наружу».

*Архитектура

Центр администрирования – это многокомпонентный продукт. Логически он состоит из управляющей части – единого рабочего места администратора, и исполняющей части, устанавливаемой на компьютеры автоматизируемого контура.
 

Управляющая конфигурация разработана на встроенном языке 1С:Предприятия 8 и выполняет следующие функции:

  • единый интерфейс для управления, планирования и контроля задач автоматизации (рабочее место администратора);
  • создание и редактирование сценариев автоматизации;
  • контроль выполнения и оркестрация сложных распределенных сценариев (например, обновление платформы на кластере из нескольких серверов);
  • анализ результатов выполнения сценариев автоматизации.

Исполняющая часть состоит из Агента, устанавливаемого на каждой машине автоматизируемого контура и комплекта скриптов и конфигурационных файлов для них, расположенных вместе с агентом.

*Функциональные возможности

    Центр администрирования содержит набор готовых для использования наиболее распространенных сценариев автоматизации. При этом пользователь может создавать собственные и изменять существующие сценарии автоматизации в соответствии со спецификой задач на разных проектах, а также конструировать из простых сценариев более сложные.
    Центр администрирования предоставляет следующие основные функциональные возможности работы со сценариями:
  • запуск сценариев автоматизации в тестовом режиме (контроль корректности сценария, окружения, настроек без изменения состояния системы);
  • запуск сценариев автоматизации в рабочем режиме (изменение состояния системы);
  • автоматический откат сценариев в случае неудачи;
  • планирование и отслеживание работ в календаре;
  • разделение на контуры автоматизации (проекты), в рамках которых можно разделять выполнение сценариев и доступ к различным блокам автоматизации;
  • формирование отчетов о выполненных работах (чек-листы, сводная статистика и т.д.).
     

Основные сущности

Центр администрирования работает с командами и скомпонованными из них сценариями. Основное правило – сценарий переводит систему в новое состояние (state).
Команда – это максимально простое, но при этом самодостаточное действие, которое можно произвести над системой для перевода ее из состояния «1» в состояние «2» (запуск службы, обновление конфигурации информационной базы, изменение настройки кластера и т.п.). Команда фактически является простым сценарием автоматизации.
Сценарий автоматизации – это последовательность команд автоматизации выстроенных в порядке, необходимом для перевода системы из состояния «1» в состояние «2».
 


Основные сценарии автоматизации в виде скриптов и поставляемых данных доступны в составе Центра администрирования «из коробки».
Также пользователям решения предоставляется возможность расширять как состав команд, так и создавать в режиме конструктора новые или менять существующие сценарии.
 

Со временем набор поставляемых сценариев предполагается расширять.

Выполнение плановых работ

Планирование и запуск задач администрирования можно вести через два интерфейса:
  • список Экземпляров сценариев

  •  календарь задач администрирования


Форма списка позволяет:

  • добавить новый экземпляр сценария;
  • скопировать существующий сценарий (через мастер копирования);
  • стартовать выполнение сценария;
  • стартовать тест сценария;
  • запланировать сценарий;
  • прервать сценарий;
  • продолжить выполнение неуспешного сценария (продолжение выполнения с повтором неуспешного шага);
  • вернуть сценарий к начальному состоянию;
  • сформировать чек-лист выполнения по выбранным сценариям.

Функциональность рабочей области календаря позволяет:

  • просматривать запланированные и завершенные задания администрирования за выбранный период;
  • открывать элемент задания/экземпляра двойным кликом мыши на элементе календаря;
  • создавать/удалять/задавать расписание периодического запуска сценария из контекстного меню.

 

Выполнение регулярных задач обслуживания

Запуск сценариев через функционал планирования удобен в случае с регламентными сценариями, ассоциированными с плановыми работами по изменению состояния системы (обновление, изменение настроек и т. п.). Но для выполнения регулярных операций обслуживания такой функционал не очень удобен.
Примеры таких операций:
 
  • создание резервных копий;
  • регулярный перенос технологических данных с сервера в сетевое файловое хранилище;
  • регулярный запуск внешней обработки для целей мониторинга системы.


    Для выполнения регулярных однотипных операций обслуживания создана подсистема «Планировщик заданий». Подсистема оперирует понятиями Действие планировщика и Задание планировщика

Действие планировщика – это тот сценарий, который должен выполняться с определенной периодичностью.
 


Задание планировщика описывает, на каких машинах и по какому расписанию будет выполняться заданное действие.
В задании планировщика указываются действие для выполнения, задается расписание задания и список машин, на которых предполагается выполнение данного задания.
 


Расписание задается в форме редактирования расписания регламентого задания и может быть задано с большой точностью.
 


Для каждого задания ведется журнал выполнения.
 

Другие возможности

Пользователям Центра администрирования также доступны:
• администрирование нескольких контуров за счет функционала разделения на проекты;
• разделение полномочий администраторов вплоть до использования разных комплектов сценариев;
• возможность выполнить тестовый прогон сценария без изменения состояния системы;
• и т.д.